ДООП Юный эколог

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 3»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
РЖД лицея № 3
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД лицея № 3
_________А.А.Кургашев
Приказ № 169
от «28» августа 2024 г.

.

Подписано цифровой

подписью: РЖД ЛИЦЕЙ
РЖД
№3
2024.12.17 08:51:21
ЛИЦЕЙ № 3 Дата:
+05'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный эколог»
Программа предназначена для детей 7 – 11 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составитель: Кожевникова К.В.
учитель РЖД лицея № 3

Екатеринбург, 2024
1

Структура
1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
2. Содержание изучаемого курса………………………………………………...7
3. Календарно-тематическое планирование……………………………………..8
4. Учебно-методическое обеспечение………………………………………….10

2

1. Пояснительная записка к тематическому планированию
занятий кружка «Юный эколог»
Рабочая программа
«Юный эколог» имеет туристко-краеведческую
направленность и составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования и на основе программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы,
авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся
социально-культурной ситуации начала 21 века. Необходимым средством
эффективной реализации экологической деятельности является формирование
полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной
личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость
гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным
миром.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также
состояния практики экологического образования в начальных школах
свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы
воспитательной работы с младшими школьниками. Одной из приоритетной целей,
которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной
гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в
Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в
теории и практике экологического образования в начальной школе единой,
рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с
экологической направленностью для младших школьников. Предлагаемый
материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края
отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора,
развитие творческих способностей учащихся.
Цель и задачи курса «Юный эколог»
Цель: формирование основ экологической грамотности обучающихся
начальной школы.
Программа ставит перед собой следующие з а д а ч и :
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности
детей;
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- становление осознания уникальности, неповторимости и
невосполнимости
любого
природного
объекта,
признанию
самоценностиприроды;
3

- развитие способности формирования научных, эстетических,
нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения
экологических проблем;
- развитие чувств удовлетворения и негодования от поведения и
поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьнику.
Особенности программы.
Программа
курса
«Юный
эколог»,
имеет
туристкокраеведческуюнаправленность, является учебно-образовательной с
практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии,
экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин),
идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип практической направленности
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
• Земля - единая экосистема.
• Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
• Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы
проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств
реализации
содержания
программы,
учитывающий
действенную,
эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную
активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической
деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с
детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через
создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во
взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования
последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по
отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую
работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны:
индивидуальная, групповая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые,
4

дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и
практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и
прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,
театрализованные представления, экологические акции, знакомство с
определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются
различные формы привлечения семьи к совместной экологической
деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении
общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении
классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних
заданий.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания
и правила ухода;
5

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры
борьбы с ними;
- человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека
с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего
здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное
участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
-проявлять
нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и
действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок,
мини-сочинений и т. п.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог»
выявляется с помощью диагностических методик: в конце обучения
проводятся тестирование и анкетирование учащихся, в течение учебного года
осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ
детей.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
6

- экологические игры;
- викторины;
- поиск информации в читальном зале библиотеки;
- экскурсии;
- наблюдения;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- защита проектов;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.

2. Содержание изучаемого курса
Введение – 4 ч. Вводное занятие. Мы – жители планеты. Что такое
экология?Экология и мы.
Неживая природа – 20 ч. Солнце – источник тепла и света. Отношение к
свету и теплу различных животных, растений. Вода в моём доме и в природе.
Байкал – жемчужина природы. Вода и здоровье человека. Берегите воду!
Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы.
Погода, климат. Предсказания погоды по народным приметам. Времена года.
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе. Проект
«Экологический календарь»
Живая природа – 27 ч. Экологические связи неживой и живой природы.
Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие
растений.Дикорастущие растения и культурные растения. Хвойные и
лиственные растения. Растения Иркутской области. Охрана растений.
Экологические памятки для детей и взрослых. Группы животных. Дикие и
домашние животные. Экскурсия в музей. Проект «Животные нашего края».
Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для
птиц». Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
Проект «Красная книга». Брейн – ринг «В мире животных». Агитбригада
«Береги живое!»
Мой дом – 14 ч. Дом, где мы живём. Гигиена моего дома. Уборка квартиры.
Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной
комнате» Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями» Проект «Огород на окошке» Посадка цветов для школьной
клумбы. Собака – друг человека. «Наши меньшие братья» – аквариумные
рыбки. Чистота моей улицы. Что я могу сделать с мусором? Экология моего
города. Экологический десант.
Обобщение – 2 ч. Итоговый тест. Анкетирование. Игра «Экологический
калейдоскоп».

3. Календарно-тематическое планирование
Программа кружка рассчитана на 108 часов в год (3 часа в неделю).
7

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Неживая природа

25

3

Живая природа

30

4

Мой дом

29

5

Обобщение

8

6

Практика

12

Итого

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12-13
14
15
15-16
17-18
19
20-24

25-26

108 часов

Тема занятия
Раздел 1: Введение (4ч)
Вводное занятие.
Мы – жители планеты.
Что такое экология?

Колво
часов

Дата
проведения
План.

Фактич.

1
1
1

Экология и мы.
1
Раздел 2: Неживая природа (25 ч)
Солнце – источник тепла и света.
1
Отношение к свету и теплу различных
животных, растений.
Вода в моём доме и в природе.
Байкал – жемчужина природы.
Вода и здоровье человека.
Берегите воду!
Воздух и здоровье человека.
Почва. Состав и виды почвы.
Охрана почвы.
Погода, климат.
Предсказания погоды по народным
приметам.
Времена года.
Наблюдения за сезонными
изменениями в неживой природе.
Проект «Экологический календарь»

1
2
1
1
1
1
4
2
2
2
2
1
4

Раздел 3: Живая природа (30 ч)
Экологические связи неживой и живой
2
природы.
8

Растение – живой организм.
Вода и воздух в жизни растений.
Разнообразие растений.
Дикорастущие растения и культурные
растения.
Хвойные и лиственные растения.
Растения Свердловской области.
Охрана растений.
Экологические памятки для детей и
взрослых.
Группы животных.
Дикие и домашние животные.
Экскурсия в музей.
Проект «Животные нашего края»
Птицы нашего двора.
Практическое занятие «Изготовление
кормушек для птиц»
Красная книга – способ защиты редких
видов животных и растений.

2
1
1

47-48

Проект «Красная книга»

2

49
50-51

Брейн – ринг «В мире животных»
Агитбригада «Береги живое!»

1
2

Раздел 4: Мой дом (29 ч)
Дом, где мы живём.
Гигиена моего дома. Уборка квартиры.
Моя школа, мой класс.

1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35-36
37
38-39
30-42
43
44-45
46

52
53
54
55
56
57-58
59-60
61
62
63
64
65-66
67
68
69

Практическое занятие «Создание уюта
в классной комнате»
Комнатные растения.
Практическое занятие «Уход за
комнатными растениями»
Проект «Огород на окошке»
Посадка цветов для школьной клумбы.
Собака – друг человека.
«Наши меньшие братья» –
аквариумные рыбки.
Чистота моей улицы. Что я могу
сделать с мусором?
Экология моего города. Экологический
десант.
Раздел 5: Обобщение (8 ч)
Итоговый тест. Анкетирование.
Игра «Экологический калейдоскоп»
Практическая часть

1
2
1
1
1
2
1
2
3
1
2
1

1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
12

4. Учебно-методическое обеспечение программы
9

Список литературы
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004.
2. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка,
разработки занятий, методические рекомендации. – Изд.2-е Волгоград:
Учитель, 2014.
3. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа
№3, 2006.
4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации.М.:
Баласс, 2000.
5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших
школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа,
2002.
7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л
Начальная школа №6, 1998.
8. Герасимова И.Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4,
2000.
9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими
школьниками.Ж/л Начальная школа №6, 1998.
Интернет - ресурсы
http://ecology.kurskonb.ru/ecologico.ru - Блог посвящен экологии человека и
его дома, обзор статей об экологии окружающей среды. Информация блога
основана на принципах здорового образа жизни.
http://ecoportal.su/-Всероссийский экологический портал
http://www.zelife.ru/-"Зелёная жизнь" - экологический портал.
http://www.zapoved.ru/-Особо
охраняемые
природные
территории
Российской Федерации.
http://www.priroda.ru/ - Природа России - национальный портал.
http://www.battery.ru/ - Сайт экологического проекта «Чистый двор - чистый
город – чистая совесть»

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».