Хореография

Частное общеобразовательное учреждение
<<Школа­интернат N913 среднего общего образования оАо кРЖfl>

IIринятА

УТВЕРЖДАЮ

На заседании

И.о. дире.ктора школы­интернат

Педагогического совета

оАо

Протокол

"

J\Ъ

l/, ol

,./

/
2О2lг

ДО

П ОЛ Н

кРЖД>

i

С.В.Мельничук

приказ Nq2lUoT <

ИТЕЛ

Ъ

Nч 1 3

аа

Н ДЯ О Б ЩЕ О Б РДЗ О ВДТ ЕЛ Ъ Н ДЯ П Р О Г РД М
ху0 оuсесmве н н ой н а п ро вл е н носm at

2021

МД

кХореоzрафuю)

Возраст обучающихся: 7­11 лет
Срок ре€}лизации: 1 год

Автор:
Попова Любовъ Вячеславовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбур., 202| г.

ТДНЕЦ ­ЭТО ИСКУССТВО
ТДН ЕЦ 1 ЭТ0 П 0СТИЖЕН И Е Н ДЦ И 0Н ДЛЪН ОГО ХД РД КТ ЕРД

ТЛНЕЦ _ ЭТО КРЛСИВЛЯ ОСЛНКЛ
ТЛНЕЦ ­ЭТО КУЛЪТУРЛ ПОВЕДЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
,Щанная программа разработана в соответствии с требованиями
ФеДеРальноГо государственного образовательного стандарта начального
ОбЩего образования к структуре основной образовательной программы
(Утверждён приказом Министерства образованиrI и науки Российской Федерации
от

<

6

>>

октября 2009 г.

J\Ъ

37З)

.

ПРОгРамма определяет содержание и организацию образовательного

процесса на ступени начального общего образования.

ПРОГРамма соответствует основным принципам государственной
ПОЛИТИКИ РФ В области образования, изложенным в Законе Российской
Федерации

ОООб

образовании"

.

Это:

ryМаНИСТИческиЙ характер образования, приоритет общечеловеческих
ЦеННОСТеЙ, жизни и здоровья человека, свободного рЕIзвития личности;

­ ОбЩедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
И ОСОбенностям р€
ввития

и подготовки обучающихся и воспитанников;

ОбеСпечение самоопределения личности, создание условий дJIя ее

самореЕlлизации, творческого рЕ}звития;

­

СОДеЙСТВие ВЗаимопониманию

и сотрудничеству между людьми, народами

неЗаВисимо от национЕlльной, религиозной и соци€
Lльной

принадлежности.

Курс

внеурочной интегрированной деятельности <Хореография>
РаССЧИТаН На Работу с детьми младшего школьного возраста на основе
пРиобщения к традиционным культфным ценностям. Он посвящён процессу
оВлаДения детьми ритмическими движениям с музык€
Lпьным

сопровождением.

Описание ценностных ориентиров содерп(ания учебного предмета
СОдержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных
и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,
обЩественной и профессион€
шьной деятельности. В процессе освоения курса у
учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические
учебные умения, способы цознавательной и предметной деятепьности.
2

Актуальность выбора курса

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы
СТРеМИТеЛЬНО НабИРает ТеМПы. Наряду с экологическими, соци€
tльными и
наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует
большое психоэмоцион€
Lльное напряжение, связанное с условиями жизни и
ОбУЧеНИЯ, ТрУДности организации здоровье сберегающего обучения
ШКОЛЬНИКОВ, ОСОбенно младших классов. На современном этапе актуальной

школьного образования без потерь здоровья
УЧаЩИхСя. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как
СОСТОЯНИе "ПОЛного физического, душевного и соци€
UIьного благополучия, а не
ТОЛЬКО ОТСУТСТВие болезнеЙ и физических дефектов". Физические движения
­
ЭТО еСТеСтвенно­биологическиЙ метод, в основе которого лежит обращение к
ОСНОВНОЙ биологическоЙ функции организма
мышечному движению.
сТимулирует
процессы
!ВИЖение
роста, рЕlзвитие и формирования организма,
СПОСОбСТВУеТ становлению и совершенствованию высшей психической и
ЭМОЦИОНаЛЬНОЙ Сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и
СИСТеМ, поДдерживает и р€
ввивает их, способствует повышению общего тонуса.
В
,,ЩВИЖеНИе
ритМе и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе
ВСеХ ВнУТренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к
СТаНОВИТСЯ ЗаДаЧа обеспечения

общему оздоровлению организма.

одна из задач курса
привить учащимся культуру общения с
одноклассниками, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно
вдников, конкурсов,
решается путем организации танцевальных пр€
танцевальных игр и соревнований.

ПРИОбретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях ритмикой,
Ребенок оВладевает двигательными навыками и умениями) приобретает опыт
ТВОРческого осмысления музыки, ее эмоционЕlJIьно­телесного выражения,
р€
ввивает Внимание, волю, память, подвижность мыслительных процессов,
ТВОРЧеСКое воображение, способность к импровизации в движении под музыку.

Психолого­педагогические принципы
Программа опирается на р€
ввивающую

парадигму, представленную в

виде системы психолого_педагогических принципов:

а) Личностно­ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип
р€
tзвития,

принцип психологической комфортности).

б) КУльтУрно­ориентированные принципы (принцип целостности содержания
Образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции

знаний, принцип овладения культурой).

в) Щеятельностно ­ ориентированные принципы (принцип обучения
деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно­
ПОЗнаВательноЙ деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Щели и задачи реализации учебного предмета

I|елью данной программы является формирование у детей начальной

ШкоЛы основ здорового образа жизни, р€
Iзвитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели
связана с решением следующих образовательных задач:

о Укрепление здоровья школьников посредством р€ввития
физических качеств и повышения функцион€
tльных возможностей
жизнеобеспечивающих систем организма

о Совершенствование жизненно­важных навыков и умений
чувствовать и ощущать музык€
tльный ритм посредством обучения
.

о
.
о
о
.
.

.

о

ритмическим движениям
Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга,
координации
движения, эстетического вкуса,
р€
ввитие
художественно­творческой и танцевальной способности, фантазии)
памяти, кругозора
Формирование общих представлений о культуре движений
Формирование культуры общения между собой и окружающими
Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Развитие основ музыкальной культуры
Развитие музыкальности, способности становления музык€tльно_
эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать,
эстетически переживать музыку в движениях.
Развитие умения воспринимать р€
tJIьных образов,
lзвитие музык€
передавать их в движениях, согласовывая эти движения с
характером музыки, средствами музыкчtльной выразительности,
Развитие умения определять музык€
tльные жанры (танец, марш,
(танец,
песня), виды ритмики
игра, упражнение), понимать
простеишие музыкЕtльные понятия (высокие и низкие звуки;
быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно­громкая,
тихая музыка и т.д.).
Формирование
красивой осанки, выр€
lзительности пластики
движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях

Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения
вцеурочной деятельности

4

.Щанный курс ориентирован на формирование гармонически развитой
личности сродствами курса кРитмикa>.

К

числу планируемых результатов

освоения курса основной
образовательной программы отнесены:
о личностные результаты ­ активное включение в общение и
взаимодеиствие
со
сверстниками на
принципах уважения и
взаимопомощи и
сопереживанищ проявление
доброжелательности,
положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление
дисциплинированности, трудолю бия и упорства в достижении целей
О МеТа Предметные результаты ­ обнаружение ошибок при выполнении
Учебных заданиЙ, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка
реЗультатов собственного труда, поиск возможностей и способов их
УЛУЧШения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями;
технически правильное выполнение двигательных действий
комбинаций на
высоком уровне, р€
ввитие музыкальности (формирование | МУЗЫКЕIГIЬНОГО
восприятия, представления о вырulзительных средствах музыки), р€tзвитие
чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение,
согласовывать музыку и движение.
Меж предметные связи.
Программа составлена с учётом реализации меж предметных связей по
разделам:

<<МУзыкальное воспитание>>, где дети учатся слышать в музыке р€
lзное
эмоцион€
lльное состояние и передавать его движениями.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка
состоит из тактов и музык€
tльных фраз, при этом дети должны }п{атся р€
вличать
Вступление и основную мелодию, вступать в танец с нач€Lла музыкальной
фразы.

с окруЕ(ающимD, где дети знакомятQя с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными
яВЛениями, что послужит матери€
UIом, входящим в содержание ритмических
<<Ознакомление

игр и упражнений.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и
по строению урокq и по его насыщенности. Начинмсь с разминки, имея
кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к
концу, каждый урок имеет конкретную цель
тренировать те или иные
­
группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия

танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет,
улучшают работу сердцФ нервной системы, укрепляют психику.

в ходе занятий учащиеся стztлкиваются с понятиями "угол поворотаl|,
"направление движения", "доли счетаll (|l4, 2l4, зl4 и т. д.). Умение
ориентиРоваться в пространстве, необходимость р€
}звития и использования
абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.

каждый танец, который включен в программу, имеет определенные
ИСТОРИЧеСКИе КОРНИ и географическое происхождение. Приступая к изучению

ТОГО ИЛи иНого танца, учащиеся знакомятся с историей его создания,
узнают, в
КаКОЙ СтРане, У какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад

и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и

изучая танец, }п{ащиеся узнают о тех или иных народах, странах.

наоборот,

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Личностные результаты

ФОРМироВание внутренней позиции учащихсд которая находит отражение в
ЭМОЦИОн€
lльно­положительном отношении обучающих к образовательному
учреждению Через интерес к ритмико­танцевальным, гимнастическим
lJIьно ценностного отношения к искусству,
УПРаЖНеНИЯМ. Наличие эмоцион€
физическим упражнениrIм. Развитие эстетического вкуса, культуры
ПОВеДеНИя, Общения, художественно­творческоЙ и танцевальноЙ способности.
Мета предметные результаты

.

реryлятивные

У СпОСОбность обучающегося понимать и принимать учебную цель

и

задачи;

,/ в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
/ накопление представлений о ритме, синхронном движении.
/ НабЛЮДение За разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
и внеурочной деятельности

о

познавательные

навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и

интерпретация информации с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю и входить в з€UI организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
ПОЛОЖение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешм друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанцийо не сужая
круг и не сходя с его линииi

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкаJIьного произведения;
,/ выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после пок€
ва и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

коммуникативные

умение координировать свои усилия с усилиями других;
/ задавЖь вопроСы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных
ситуаций.
ФОРМы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
­ проведение открытых уроков для родителей;
­ проведение итогового занятия в конце учебного года.

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
название разделов
Вводное занятие

Азбука

музыкального

движения

название тем

Развитие

количество часов
2

ритмического

восприятия
Развитие музыкальности

Паузывдвижениииих

4
4

4

использование

развитие пластики тела

Танцевально­ритмическая
гимнастика

Щиско­танцы

Полька
итоговое занятие

Упражнения

на
правильной
формирование
осанки

4

Упражненияна растяжку
Упражненияна пластику

6
6

Общеразвивающие
yпражнения
Виды шага, бега, прыжков
Изучение позиций

6

4
4

кМузыкальный>
кСтирка>

5

<Калинка>

6
6
2

Итого:

5

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа рассчитана наЗ4 )чебные недели по часу в неделю.

Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая
часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических

ПОНЯТИЙ, ПОК€}З ИЗУЧаеМых элементов танца, объяснение принципа движения,

беседу с учащимися, просмотр видеоматериаJIов. В данной программе не
предусматривается проведение специальных теоретических занятий.
изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия.
практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися,
составление вариациЙ иЗ изученных движениЙ и их исполнение. В конце
каждого занятия учащиеся под руководством педагога ан€rлизируют свою

работу, используя метод взаимооценки.
Вводное занятие.

ТЕОРИЯ. ЗНаКОмство с об1..rающимися. Введение в образовательную программу.
Инструктаж по технике безопасности. Культура поведениrI на 1..rебных
заIuIтиrIх и в Щентре образов ания.

прАктикА. Разуrивание

танцевального приветствия (покllон), построение по

линиrIм, ицра <<Знакомство> (Приложение 1).
Раздел 1.

Азбука музыкального движения.

ТЕоРИЯ. Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный

размер, направления движения, степени поворота.
ПРАЮИКА. Система упражнений, направленная на рzввитие музык€tльного
слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под
музыку, ицра <<Найди музыкutльную фразр.
Тема 1.1. Развитие ритмического восприятия.

ТЕОРИЯ. Виды музыкЕtльньж р€вмеров: 2l4,Зl4, 4l4.
ПРДКТИКА. Система упражнений, направленн.ш на р€ввитие чувства ритма и
слуха: просJtуIдивание различных ритмов и мелодий, хлопки
под музыку, игра <Найди музык€lльную фразр. Игра в хJIопки с
УВеЛИЧениеМ темпа: хJIопки ("а сильную долю) становятся громче и
УВеЛИчиВаеТся размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает.
УПРаЖнения по всем ypoBHrIM выполнrIются по заданию преподаватеJuI.
УСЛОЖнённые варианты и комбинации скJIадываются из простых
из)лIенных элементов путем комбинац ии их между собой.
МУЗЫк€
rлЬного

Тема 1.2. Развитие

музыкальности.

ТЕОРИЯ. МУзыкальные жанры., песнrI, танец, марш. Различие танцев по

характеру, темпу, ра:}меру: вЕtльс, полонез, польку. Беседа о жанре,
характере и музык€
lльно­выр€
lзительных
средствах помогает р€lзвивать
ЛогиЕIеское мышIление ребенка и поднимать уровень его общего
культурного р€lзвития.
ПРАКТИКА. Игра <<Найди свой п)дь), движение по зЕLпу со сменой направлений
под музыку. Музыкапьно­пространственные упражнения: маршировка в

темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.
Пространствонные музыкаJIьные упражнения: продвижения в
различных
по
одному,
в
паре,
перестроения
из
колонны в шеренry и
рисунках
обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по круry
(внешнему и внутреннему), <<звёздочка>, (конверт>. Музык€tльно­
ритмические упражнениrI на практическое усвоение понятий: <<Темп>>,
<Щинамика>, <Музык€
tльн€
lя

фр*чп, <Акцент>. оформление урока
мУЗыкоЙ с ярко выраженным ритмическим рисунком. Щетям предлагается
вразброс танец, марш, песню, которые следуют друг за другом, внезапно
ОбРЫВаясъ. .Щети должны быстро перестроиться и исполнять заданные
движения, меняrI их в соответствии со сменой зв)лIаниrI музык€
lJIьного
жанра. Например, под марш они начин€
lют маршировать, под песню берут
микрофон и отIФывЕlют рот, словно поют, под танец выполнrIют
Танцевальные движениrI. УпражнениrI по всем ypoBIuIM выполняются по
заданию преподаватеJuI. Усложнённые варианты и комбинации
СКjIаДываются из простых изученных элементов путем комбинации I4x
между собой.
<<Ритм>>,

Тема 1.3.

Паузы в двия(ениии их использование.

ТЕОРИЯ. Виды музыкaпьных р€lзмеров танцев.
ПРАКТИКА. Игра <<Сделал ­ остановись).
ТаНЦеВальные
шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на
МеСТе и В продвижении, на полуп€
tльцах с вытянутыми коленrIми, со
СМенОЙ положениrI рук. Шаги, выполненные через выпад вправо­влево,
вперед_назад.

Раздел 2.

Развитие пластики тела.

ТЕОРИЯ, ТерминологиlI, основные понrIтия и принципы исполнения движений
ПРАКТИКА. Система специ€tльно разработанных упражнений на развитие
основных навыков по данной теме. (Приложения |,2)
Тема 2.1.

Упражнения на осанку.

ТЕОРИЯ. Терминология, основные поIuIтиrI и принципы исполнениrI движений.

Понятие о линиrIх коргryса. Применение навыков расслабления в танце.
ПРАКТИКА. Освоение системы упражнений, направленной на укрепление и
р€
lзвитие мышц верхнего плечевого пояса: накJIоны головы, сжатие и
tльцев рук, вращение кистеЙ, локтеЙ и плеч. Освоение
расслабление п€
системы упражнений, направленной на укрепление и рЕlзвитие мышц
брюшного пресса: накJIоны в стороны и вперёд, потягивания в стороны и
Вверх, круговые вращения корtryса. Освоение системы упражнений,
направленной на уIФепление и р€
lзвитие мышц спины: сжатие и
lзовый квадрат>>, растягивание и
растяжение мышц грудного отдела, (дж€

СКРУ{ИВание мышц поясничного отдела позвоночника. Упражнения по
всем ypoBHrIM выполнrIются по заданию проподаватеJш. Усложнённые
варианты и комбинации скJIадыв€
lются из простых из)л{енных элементов
путем комбинац ии I4x между собой.
Тема 2.2.

Упражнения на растяжку.

ТЕОРИЯ. Терминология, основные пошIтиrI и принципы исполнения движений.
Основные принципы дыханиrI. Выделение р€
вличных групп мышц.
ПОнятие о линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце.

Понятие о мышечном тонусе. Разнонаправленное растяжение.
ПРАКТИКА. Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков
растяжения и расс.пабления. Освоение системы упражнений, направленной
На раЗвитие подвижности суставньIх сочленений: вращениrI в суставах
(стопа, колено, бедро); укрепление и р€
lзвитие мышц ног: работа стопы
(пятка, носок, плоскм стопа), р€rзличные виды приседаний, прыжки.
Упражнения по всем уровIIям выполнrIются по заданию преподаватеJIя.
Усложнённые варианты и комбинации скJIадываются из простых
из)ценньж элементов путем комбинации ихмежду собой.
Тема 2.3.

Упражнения на пластику.

ТЕОРИЯ. Терминологиf,, основные понятиrI и принципы исполнениrI движений.

Основные принципы дыхания. Выделение различных групп мышц.
ПРДКТИКД. Работа по кJIассическому экзерсису на полу (система движений
(партер) на полу). Эта система помогает сделать тело подвижным,
послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом,
поМогztющим выпряIчIJIять, вытягивать рЕlзворачивать, р€
lзвивать в нужном
направлении костно­мышечный скелет ребенка, исправJuIть физические
недостатки. На занятиrIх дети пользуются специ€
lпьными гимнастическими
коВриками. [sя обl^rения сознательному управлению своими мышцЕlI\4и
применrIются упражнения на напряжение и рhсслабление мышц тела. Эти
упражнениrI также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий,
подколенньIх мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приуIают
к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.
УпражнениrI по всем ypoBHrIM выполнrIются по заданию преподаватеJUI.
Усложнённые варианты и комбинации скJIадываются из простых
из}п{енных элементов гIутем комбинац ии их между собой.
Рщдел 3.

Танцевально­ритмическая гимнастика.

ТЕОРИЯ. Беседа об основных понятиях и их

рЕtзъяснение:
направле
ния
d
вuэtс
е
нltя,
степени
поворота.
р€
вмер,

музыкальный

ПРДКТИКА. Система специ€tльно разработанных упражнений на развитие
основных навыков по данной теме.
10

Тема 3.1. Обще развивающие упражнения.

ТЕОРИЯ. Необходимость предварительного разогрева мышц, знакомство

с
основными группами мышц. основные цруппы мышц верхнего плечевого
пояса. Укрепление и развитие мышц брюшного пресса как зulлог
формирования мышечного корсета. Различные отделы позвоночника иих
СПеЦИфИКа. Что такое осанка и для чего она нужна. Суставы и механизм их
работы. Основные группы мышц ног.
ПРАКТИКА. ОбщеущрепJIяющие и р€
lзвивающие упражнения под музыку по

СПециальноЙ системе подготовки начинающих танцоров Прыжки:
МаЛенЬкие и большие прыжки; по р€
lзным длительностям. Подскоки: на
Месте; с продвижением. УпражнениrI дjul рук и кистей: явJIяются частью
Р€
tЗМинки, а также вкJIючаются в танцевальные комбинации и этюды.
Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподаватеJuI.
УСлОЖнённые варианты и комбинации скJIадываются из простых
изуrенных элементов путем комбинац ии их между собой.

Тема 3.2.

Виды шага, бега, прыжков.

ТЕОРИЯ. Названия основных видов шагов, прыжков, понrIтие маленьких и

больших прыжков; по р€
lзным длительностям.
ПРДЮИКД. Танцевальные шаги: с носка, с подъёмом ноги, согнутой в колене, на
месте И в продвижении, на полупurльцах с вытянутыми коленями, со
СменоЙ положениrI рук. ЛёгкиЙ бег с п€LJIьцев вытянутой стопы, бег с
Отбрасыванием н€
вад ног, согнутых в коленrIх, на месте и в продвижении,
бег с подниманием вперёд ног, согIIутых в коленях, на месте и с
ПРОДВижением. Прыжки: пошIтие маленьких и больших прыжков; по
р€
lзным длительностям. Подскоки: на месте; с продвижением. УпражнениJI
по всем ypoBIuIM выполнrIются по заданию преподаватеJuI. Усложнённые
варианты и комбинации скJIадывzlются из простых из)л{енных элементов
путем комбинации llx между собой Приложе ние |, 2.
Тема 3.3. Изучение позиций.

ТЕОРИЯ. Основные степени поворотов на месте и в движении: целый поворот,
половина поворота, поворот по четвертям и восьмым долям.
ПРДКТИКД. Постановка рук ­ подготовительн€ш , | , 2,3 позиции. Позиции ног ­ 1 ,
2, 3. Plie ­ скJIадывание, сгибание, приседание. Изl^rается demi plie по 1,3
позициrIм. Музыкальный ршмер ­ Зl4 или 4l4, темп ­ andante. Battement

tendu simple ­ движения, вырабатыв€
lющие натянутость всей ноги в колене,
подъёме, п€
lльцах, р€
lзвивающие силу и эластичность ног (изучается по 1
позиции вначале в сторону, вперёд, затем назад). Музыкальный ршмер ­
2l4, темл moderato (Приложение |, 2). Тренинг. Упражнения по всем
уровIIям выполняются по заданию преподаватеJuI. Усложнённые варианты
и комбинации скJIадыв€tются из простых из)л{енных элементов путем
комбинац ии их между собоЙ, вкJIючени;I шагов в рщличных направлениrIх,
tL

­

plie И ПоДкJIючени;I к работе других уровней. Исходная позиция (если не
УКаЗЫВаеТСЯ специаJIьно) ­ ноги на ширине плоч, стопы параплельно друг
друry.
Раздел 4..Щиско­танцы

ТЕОРИЯ. Беседа об основных понятиях и их р€въяснение: диско­музыка,
музык€
tлъный

размер.

ПРАЮИКА. Изучение ритмически простых линейных и парных диско­танцев.
Описание диско­танцев дается в Приложении 3.

Тема 4.1. Щиско­танец <<Музыкальный>>

ТЕОРИЯ. Понятия ((музыкальная фразa>), (fiаузD), (целый поворот>.
ПРАКТИКА. Изl"rение и исполнение линейного диско­танца <Музыкальный>>.
Тема 4.2. Щиско­танец <<Стирка>>.

ТЕОРИЯ. Поrrятия ((музык€lльная фразa>), (fiаузD).
ПРАКТИКА. Изуrение и исполнение линейного диско­танца <Стирко.
Тема 4.3. Танец <<Калинка>>

ТЕОРИЯ. Понятия (музык€tльнЕul фр*urr, (паузa>), <целый поворот>, (поворот
по четвертям>. Ритмический рисунок (медленно­медленно­быстро­

быстро­медленно).
ПРАКТИКА. Изучение и исполнение танца <<Калинка>.
Раздел 5.

Танец

<<Полька>>

ТЕОРИЯ. История танца <<Полька>>. Основные направления танцев€Lльного
ДВижения в зале: лицом и спиной по линии танца, лицом и спиной в
вад, вправо­влево.
центр. rЩвижение вперёд и н€
ПРАКТИКД. Из5чение и исполнение танца <<Полька>> в парах.

итоговое занятие.

ПРАКТИКА. В конце учебного года проводится концерт для родителей. Показ
ВСеХ

из)пIенных танцев.

t2

Приложение

1

Упражнения для первого этапа обучения.

на первом этапе обучения необходимо научить детей двигать отдельно

каждой частью своего тела.
Голова.

ГОЛОва Должна двигаться так, как будто она подвешена на веревочке за

макушку.
Наклоны головой вниз ­ вверх, не втягивая ее в плечи.

Повороты головой вправо­влево, не зав€uIивая ее назад, при повороте
неОбходимо делать усилие на подбородок (при повороте направо правое ухо
выше левого, и левое tsыше правого при повороте налево).

Смещение головы в сторону без ее накJIона, за счет мышц шеи. Затем,

Добавление к

смещению головы вправо­влево наклон головы

в

сооТВетствующую сторону. rЩолжна прослеживаться последовательность при
выполнении упражнения: смещение, потом наклон.
Г[печи.

!

в

uэю

енuя

,.Щети

пл еч сtJиu

вв

ерх­ внuз.

должны почувствовать, что при движении плечами вниз голова и шея

остаются наверху: макушка как бы привязана за ниточку к потолку. А при
движении плечами вверх голова и шея (прячутся) в плечах, а плечи стремятся
коснуться ушей.
,Щвижения плечами поочередно:

то правым вверх­вниз, то так же левым.

При этом при движении вверх ребенок пытается достать плечом уха (возможен
небольшоЙ наклон головы к плечу для создания ощущения сжатия). При
опускании плеча вниз возможно отклонение головы в противоположную
сторону для создания ощущения растяжения.
lвuэtсенuя плечаJwu впереd­назаd.
.Щети должны почувствовать, что при движении плечами вперед, они
(плечи) не поднимаются вверх, и, соответственно, голова не втягивается в
ПлеЧи. При движении плечами назад должно сложиться впечатление, что они
(плечи) стремятся встретиться с пятками. При этом лопатки должны
повстречаться друг с другом. TITgg, при этом, опять же не прячется никуда, т.е.
голова не втягивается в плечи.
Корпус.

13

fвuэю енuе корпус оtй впереd ­наз ad.

!ля движения

кOрпуса вперед сместить в этOм направлении тOчку груди,
которая находится в верхней
ее части. При этом должно создаться
ощущение, что вы пытаетесь положить грудь на полочку, уровень которой
находится немного выше. При этом плечи должны будут сместиться назад для
создания равновесия.

На

СЛеДУЮщеМ этапе для более наполненного движения корпусом, как и

ЛЮбОЙ дрУгоЙ частью тела необходимо выполнять его

с небольшим замахом.

ЭтО как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы
бРОСить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы
ВЫПОлниТЬ движение корпусом вперед, необходимо вначЕшIе сместить его

tз) направить его вперед. И
НеМнОГо назад на счет (И...) и, затем, на счет (р€
НаОбОРОт. Чтобы сместить корпус н€
}зад, нужно сместить его немного вперед
((И...).
так же на счет

Пр" смещении корпуса н€вад должно создаться ощущение, что вы
ПЫТаеТесь взглянуть себе на живот. При этом плечи вместе с головой для
создания равновесия должны сместиться вперед.

На СледУющем этапе выполнить это упражнение с замахом на счет ((И).
,ЩBuctc енu

е корпу с а

вв

ерх­ внuз (в d ох­

в bl d

о х)

.

.Щолжно возникнуть ощущение растяжения правой и левой сторон (правого

и левого боков).

Возможная ошибка: поднятие вместе с грудью плеч. Они (плечи)

одновременно с движением корпуса вверх должны устремляться вниз, создавая
тем самым натяжение.
ЩВИЖение Вверх­вниз отдельно правой и отдельно левой сторон. При этом

СООТВетствующие плечи направлены вниз, создавая натяжение.

И должно
возникнуть ощущение растяжения мышц соответствующей стороны,
соответствующего бока.

!вuэюенuе корпуса uз сmороны в сmорону.
.ЩЛя правильного выполнения этого упражнения необходимо выполнить
предыдущоо, но со смещением корпуса в левую или в правую сторону. Это
необходимо для того, чтобы избежать движения плечами в сторону.
Обu4ее mребованuе:

ВСе движения корпусом, собственно говоря, не только корпусом, должны
Заканчиваться не остановкой, а дотягиванием, для создания еще большего
РаСТЯЖения. Именно это позволит ребенку заполнять движением музыку,
точнее, промежуток между тактами: l, 2, 3, 4, т.е. <<И>>: И­р*, И­два, И­три, И­
четыре. Вследствие чего исполнитель не будет торопиться вперед и обгонять
L4

МУЗЫКУ, ЧТО ОЧеНЬ ЧасТо можно наблюдать во время выступления начинающих

танцоров.

И одновременно с этим его движения булут более насыщенны

и
наполнены содержанием, что в свою очередь позволит зрителю успеть понять и
ВОСПРИНяТь То, о чем хочет сказать актер. Потому что не что иное, как жесты и
ДВижения позволяют усилить впечатление от ск€
[занного. Именно движение
ДОЛЖНО ПОМОЧЬ ребенку должным образом передать все чувства и переживания,
которые он хочет вырulзить на сцене.

Помимо этих специфических упражнений нельзя забывать и об уже

известных р€
ввивающих

упражнениях.

Упрасtсненае 7.

Исхоdное полоJtсенuе: стоя на четвереньках.

Упраэюненuе. Выгнуть позвоночник вверх: спина ((дугой>>,
прижат к груди. Затем прогнуться вниз, откинув голову назад.

подбородок

Прuмечанuе. Уrлражнение выполняется медленно. Следить за тем, чтобы руки
не сгибались в локтях. Каждый piв доходить до максимума в прогибе.
Упрасtсненuе 2.

Исходное положение: сидя на полу с вытянутыми перед собой и слегка
р€
введенными ногами.

Упрасtсненuе. Ржвернуть корпус на 180 градусов н€
вад и постараться грудью
коснуться пола, опир€шсь на руки. Затем вернуться в исходное положение и
выполнить то же самое с поворотом в другую сторону.

Прuмечанuе. Следить, чтобы при опускании корпуса к полу бедра и ноги не
отрыв€
tпись

от земпи.

Упрасtсненае 3.
Исхо dно е полоэtс ellt

te

: стоя на четвереньках.

Упраэюненuе. Оrlустить т€
в на пятки; сгибая руки в локтях, начать скользящее
движение корпусом вдоль пола, как бы подлезая под забор. В конце движения

корпус прогибается назад ­ вверх, а бедра лежат на полу. После этого

проделать движение в обратном направлении, в исходное положение.
Р абоmа беdер впереd­назаd,

При движении вперед необходимо, чтобы ребенок попытЕuIся втянуть
верхнюю часть бедер себе под ребра. При движении н€rзад необходимо
добиться прогиба в пояснице. При этом верхняя часть корпуса должна
оставаться неподвижной и спина не должна сгибаться.
15

На СЛедУющем этапе для более наполненного движения бедрами, как и
ЛЮбОЙ ДрУгоЙ частью тола необходимо выполнять его с небольшим замахом.
Это как в жизни: чтобы ударить по мячу, необходимо замахнуться, чтобы
бросить мяч рукой, также необходим замах. Так и в нашем случае, чтобы
ВыПОЛНить движение бедрами вперед, необходимо внач€
lле сместить их
(на счет (И...)). И наоборот. Чтобы сместить бедра назад, нужно
сместить их немного вперед так же на счет кИ...>

НеМНОГО Н€
ВаД

Рабоmа беdер uз сmороньt в сmорону.
При таком движении нужно, чтобы ребенок пытаJIся соединить бедро с
соответствующим плечом, при этом спина опять же не должна сутулиться.

На следующем этапе выполняем движение с небольшим замахом

(см.

движение бедер вперед­назад).

Гибкость
Повьtulенuе поdвuэtсносmu оmdельньlх часmей mела u общей zuбкосmu.
ОсУществJuIется с помощью всевозможных сrибаний и разгибаний, отведений и
ПРИВеДениЙ, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений,
(СКР}Л{иВаниЙ>> и (смещениЙ>> отдельных частеЙ тела; чередования и сочетания
этих движений в различных комбинациях.

В работу включаются:
движения головы в сложном затылочном суставе;
ДВижеНия верхних конечностей: между плечевым поясом и туловищем
(движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения
кисТи в лучезапястном суставе, движения большого и четырех ост€
tльных
пальцев в пястно­фаланговых суставах;
­ДВижения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном
суставе, стопы в голеностопном суставе.
_

­

Упраэюненuя dля рсlзвumuя пассuвной zuбкосmu

­Упражнения с использованием собственной силы

например,

притягивание туловища к ногам.

­

Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью
дополнительной внешней опоры, ­ например, сидя на стуле и
зацепившись ногами за передние ножки, повернуться в сторону,
наклониться и дотянуться до вещи на полу.

Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью
(изолирующей)> позиции, ­ например, повороты корпуса в стороны из
положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых
к полу и р€
ввернутых в стороны ног.
­ Статические упражнения, при которых
производится удержание
конечностей или корпуса в положении, требующем предельного

­

16

ПРОЯВЛеНИЯ
шпагаты.

гибкости, ­

например, фиксированные наклоны или

Упраuсненuя dля развumuя акmuвной zuбкосmu
­ РаЗлИчноГо рода маховые, маятниковые движения отдельными частями
тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения _
например, маховые движения ногой.
­ ПРУЖИнящие движения отдельными частями тела с постепенным
УВеЛИЧениеМ амплитуды движений ­ например, пружинистые движения
корпусом вверх­вниз в положении выпада.
­ Рывковые движения ­ например, резкое р€
введение рук в стороны в
горизонтальной плоскости.
­ Растяжение мышц за счет медленного напряжения мышц­антагонистов
­
например, медленное р€
введение рук в стороны до предела.
Перенос веса тела.
НОги по шестой позиции. Вес тела на двух ногах, на передней части стопы.
Поочередно вытаJIкив€uI себя стопой одной ногой, перенести вес на другую.
При этом, делая все это под музыку так, чтобы на <<И>> оставаться еще на
исходной ноге.

То же самое из исходного положения ((ноги на ширине плеч>). Вся работа
происходит только за счет п€tльцев ног. ,Щля начаJIа необходимо, чтобы ребенок
почувствов€
lJI, что он стоит на одной ноге, для этого нужно немного оторвать
СвободнУю ногу от поJIа. Для правильного выполнения этого упражнения
необхоДимо, чтобы все тело было собрано, т.е. все мышцы были немного
Напряжены, плечи опущены, лопатки сведены, и пятая точка была так же
подобрана вперед (смотри упражнение для бедер).

Кукльt Папьt Карло,

Сейчас мы отправимся в гости в мастерскую Папы Карло. Что же мы увидим
там? Конечно, игрушки. У вас есть любимые игрушки? Только мы будем не
н€
вывать

их,

а

пок€
}зывать

и

сами

озвуt{ивать.

,.Щавайте

попробуем

сами

изобразить наши игрушки (педагог может полетать "самолетиком", поскакать
МяЧикоМ). Показывать свою игрушку можно одному или объединиться в пары,
|руПпы. Один, два, три. Вот мы уже в мастерскоЙ. А это что за игрушка? Вся из
дерева, ходит на прямых ножках, а ручки сгибает только в локте. ,Ща, это
Буратино! Походим все, как он (2 минуты).

А это кто? Кукла

Неваляшка! Руки прижаты к бокам. Все тело напряглось,
не шевелится, только ножки чуть­чуть двигаются. И качается: сначала из
стороны в сторону, а потом вперед­назади никогда не падает (2 минуты).
Иrра

<<Знакомство)>.

Педагогу, впервые пришедшему на занятие, взяв мяч в руки, следует
сначzLла представитъся самому, затем передать мяч по цепочке. Получившему

мяч необходимо нЕввать все предыдущие услышанные имена, а потом уже свое.
НаПРИмер: кМеня зовут Елена Владимировнa> ­ передаю мяч ближе всего
стоящему ученику. Он повторяет мое имя <<Елена Владимировнa>), а потом
говорит свое и подает мяч своему соседу или соседке. Передавая мяч по
цепочке и повторяя имена за короткий срок, вы запомните, как кого зовут и уже
что­то пол}п{ите (м"r, взгляд) и даже отдадите другому. Этот прием поможет
СОЗДаТЬ ДОбРУЮ, неПринужденную обстановку для дальнейшего занятии.

18

Приложение 2.

Упражнения для второго этапа обучения.

на втором этапе обучения необходимо научить детей двигать частями

своего Тела, Выполняя это Движение, Начиная с Движения корпуса.

НеОбХодимо выполнять все упражнения первого этапа обучения,
постепенно соединяя их с движением корпуса.
.ЩЛЯ ЭТОГО

РебеНОК ДоЛжен понять, что движение корпуса необходимо как
НаПРаВЛяющая сила для движения всего остального. Именно корпус задает
НаПРаВЛение движения ост€
lльных частей тела. Именно благодаря корпусу мы
создаем натяжение перед началом движения так, как мы это делаем, натягивая
тетиву лука, чтобы направить стрелу в нужную сторону.
Голова
Наклоньl. zоловой uз cmopoHbl в сmорону.

На СЧеТ <И> корпус начинает движение в правую сторону, голова при этом
НеМНОГО ОТСТаеТ, СОЗДаВая небольшое натяжение. На счет (РДЗ) голова
НаКЛОНяеТся В ту же сторону, куда началось движение корпуса. При этом на
СЧеТ <<И>> СОЗДается впечатление, что, отставая от корпуса, голова движется в
обратную сторону, осуществляя замах, о котором мы говорили на первом этапе
обучения.
Аналогично выполIuIем движение головы в обратную сторону: на счет
движение корпуса (голова отстает). На счет (РАЗ) движение головы.

<<И>>

Враtценuе 2оловы справа налево u слева направо.
,ЩВИЖение выполняется анаlrогично предыдущему движению. Отличие
состоит В Том, что если в первом случае голова двиг€
шась в сторону, то корпус
ПРИ ЭТОМ ДОЛЖен был двигаться туда же. При выполнении данного упражнения
голова выполняет вращательные движения. Поэтому и корпус должен
tльной оси.
двигаться только вокруг своей вертик€

На

СЧеТ <И>> корпус скручивается в правую сторону, голова при этом
отстает. На счет (РАЗ) голова, догоняя корпус, заканчивает поворот.
CMeu4eHue zоловы справа налево u слева направо.

ЭТО ДВиЖеНие головы выполIшется за счет мышц шеи. Голова смещается
ВПРаВО беЗ ее накJIона (видимое движение подбородка). После смещения
выполняется ее накJIон в ту же сторону.

На Данном этапе обучения это смещение так же должно выполняться от
КОРПУСа. ПРи Этом желательно р€
rзъяснить и показать ребенку отличие от
предыдущих упражнений.
19

В первом случае голова движется по радиусу. Корпус также начинает

движOние по диагOнаJIи: снизу вверх, слева направ0.

ВО ВТОРоМ случае голова выполняет вращательные движения. Корпус при
этом также движется только вокруг своей вертикЕtльной оси.

И,

НаКОНец, В последнем элементе голова вначале смещается строго
гОРиЗонтапьно. Корпус также должен начинать двигаться горизонт€
uIьно полу.

Объяснение этого позволит понять ребенку важность такой части тела, как
корпус. Кудч корпус, туда и голова. Кула корпус, туда и все ост€
lльное.
ГIлечи.
,Щ вuuс

енuя плечамu

вв

ерх­ внuз.

,Щвижение начинается с движония корпуса, точнее его стороны, вверх, это
движение через растяжение передается плечу. Растяжение создается благодаря
ТоМУ, что при движении стороны вверх плечо остается внизу. При перемещении

плеча вниз движение также начинается с перемещения стороны в том же
напраВлении. Затем, через натяжение, полученное благодаря тому, что плечо
ост€
lJIось вверху, импульс на движение передается ему.
Упражнение выполняется как левым, так и правым плечом.

Итак. На счет <И> сторона корпуса смещается вверх, плечо при этом
отстает. На счет (РАЗ) плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение. На
счет <<И>> сторона корпуса смещается вниз, плечо при этом отстает. На счет
(РАЗ> плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение.
lвuэtсенuя плечаlчru впереd­назаd.
,.Щвижение начинается с движения стороны корпуса вперед, это движение
через растяжение передается плечу. Растяжение создается благодаря тому, что
при движении стороны плечо остается сзади. При перемещении плеча нЕ}зад
движение так же начинается с перемещения стороны в том же направJIении.
Затем, через натяжение, полученное благодаря тому, что плечо ост€lлось
впереди, импульс на движение передается ему.
Упражнение выполняется как левым, так и правым плечом.

На счет

<И>>

сторона корпуса смещается вперед, плечо при этом отстает.

На счет (РАЗ) плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение. На счет <<И>>
сторона корпуса смещается нЕвад, плечо при этом отстает. На счет (РАЗ)
плечо, догоняя корпус, заканчивает перемещение.

Гибкость
Повьtuленuе поdвuэtсносmu оmdельньtх часmей mела u обu4ей zuбкосmu.
ОсуществJuIется с помощью всевозможных сгибаний и разгибаний, отведений и

приведений, поворотов вправо и влево (внутрь и наружу), круговых движений,
2о

((скруIиваний> и ((смещений>> отдельных частей тела; чередования и сочетания
этих движений в различных комбинациях.

В работу включаются:
_

­

движения головы в сложном затылочном суставе;

движения туловища (позвоночного столба) в шейном, грудном и

поясничном отделах;
­ ДВиЖения верхних конечностей: между цлечевым поясом и туловищем
(движения лопаток), в плечевом суставе, в локтевом суставе, движения
кисти в лучезапястном суставе, движения большого и четырех ост€UIьных
пальцев в пястно­фаланговых суставах;
­движения нижних конечностей: в бедренном суставе, в коленном
сУсТаВе, стопы в голеностопном суставе, п€
tльцев в плюснефаланговых
суставах.
Упраэюненuя dля развumuя пассuвной еuбкосmu
­

Упражнения с использованием собственной силы

например,

притягивание туловища к ногам.
­ Упражнения с использованием собственного веса
например, (вис
­
сзади>) (вио с вывернутыми н€
вад руками).
­ УпРажнения, выполняемые с помощью р€
вличных отягощений (штанга,
гантели)
например, разведение прямых рук с гантелями в стороны,
­
лежа спиной на скамейке.
­ Упражнения, при которых часть тела зафиксирована с помощью
стуле и
сторону,
наклониться и дотянуться до вещи на полу.
­ Упражнени\ при которых часть тела зафиксирована с помощью
(изолирующей>> позиции,
например, повороты корпуса в стороны из
­
положения сидя на полу между ступнями согнутых в коленях, прижатых
к полу и развернутых в стороны ног.
­ Статические упражнениrI, при которых производится
удержание
конечностей или корпуса в положении, требующем предельного
проявления гибкости)
например, фиксированные наклоны или
шпагаты.
­ Упражнения, выполняемые с активной помощью партнера, в которых
партнер может выступать в любой из вышеобозначенных функций,
­
й, изолирующей или фиксирующей силы,
давящей, тянущ€
дополнительной внешней опоры и т.д.
Упраэюненuя dля рсввumuя акmuвной zuбкосmu
­

Различного рода маховые, маятниковые движения отдельными частями
тела с постепенным увеличением амплитуды и скорости движения
­
например, маховые движения ногой.
21,

ПРУЖиняЩие движения отдельными частями тела с постепенным
например, пружинистые движония
УВеличOнием амплитуды движений
­
корпусом вверх_вниз в положении выпада.
­ Рывковые движения
например, резкое р€
введение рук в стороны в
­

­
горизонтальной плоскости.
­ РаСтяжение мышц за счет медленного напряжения мыттIц­антагонистов
например, медленное р€
введение рук в стороны до предела.

­

­УпРажнения с использованием простейшего
реквизита:

cKaKEUIoK,

резиновых жryтов, гимнастических п€шок.
­Простейшие упражнения на изолированную работу отдельных частей
тела.

Развитие умения чувствовать различные части своего тела.
Разминка G

"руф

Я открыла свою сумочку, и, знаете, кого я там обнаружила? Ни за что не
догадаетесъ! Солнечного зайчика. Кому отдать солнечного зайчика?
(Оmdаеm.) Я передала тебе зайчика с хорошим настроением, и у тебя теперь
тоже хорошее настроение.
<<Солнечный зайчию>

ПеРедается солнечный зайчик любому играющему с передачей настроения
­ РаДОСТНОГо, ГрУстного. Причем нужно стараться пропускать солнечного
ЗаЙчика через разные участки тела и принимать зайчика любой частью тела.
Важно внимательно следить за партнером, за ходом игры и понять, что
ИМенно тебе его посылают. Например, принять заЙчик головоЙ, пропустить
ЧереЗ тело, шею, руки, туловище, и послать партнеру ногой. Тот принимает
еГо коленом, пропускает через ногу и отсылает <<зайчика>) бедром. По мере
УсВоения упражнения его можно усложнить: солнечный зайчик ст€tл черного
цвета, и пропускать через себя с соответствующим настроением.
Упражнения на воспитание уважения друг к другу, чувства зависимости

друг от друга.

ИгРа <<СолДатики>> (или <<Эстафета>). Если бы мы были военными солдатиками,
ТО как бы вставали со своих мест, если бы вошел очень строгий генерал? Как
бы мы его приветствова_ши?
<<Солдатики>>

(

"

Эстафета

")

Исполнители должны вставать друг за другом: как только садится один ­
ВСТаеТ ДрУгоЙ, Затем следующиЙ. Это коллективное упражнение, в котором
КаЖдыЙ Должен выполнить всего одну обязанность ­ вовремя встать на
СВОеМ МесТе. Причем для исполнителя трудность закJIючается в том,
ЧтОбы Верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а
ДЛя всего коллектива ­ не вмешиваться в работу каждого, учиться
22

ТеРПелиВо Ждать своего момента, не торопить, не подталкивать. Упражнение

воспитывает уважение друг к другу, а это очень важно, особенно для
УЧаЩиХся начапьных классов. Важно выполнить "эстафету" тихо, не
СТУЧа СТУЛЬЯМИ, без криков и быстро. Успешного выполнения задания можно
ДОбИться Только к середине второго полугодия, когда ребенок научится
оПреДелять момент своего вступления в "общее" дело, появилось чувство

зависимости друг от друга, внимание.

2з

Приложение

3

Щиско­танцы (описание)
<<Музыкальный>>

Играем на рояле, в по|ремушки, на барабанах) приглашение к танцу, шаг ­
пойнт, хлопки с поворотом (все по 8 счетов).
<<Стирка>>

<<Стираем>>, (полощем),
((уст€
lли> (все по 8 счетов).

(выжимаемD, ((встряхиваем), (р€ввешиваем>,

<<Полька>>

Часть танца

Основное движение

количество часов

(схема, вариация)

(занятий)

Что

отрабатывается,

достигается

Подготовительные

Галоп по л.т., л. и с.

упрtr)кнения

центр

позиции, координация,

Хлопушки

умение
музыку,

Ритмичность,

в

слчшать

умение держать паузу
Вариация

1

Галоп (8),

хJIопушки

2­4

(8)

танцевальные позиции
в паре,

по л.т., против л.т.

Вариация 2

2­4

Галоп (4), пауза (4)

синхронность
двияtений

Подготовительные

Каблучные

упражнения

прыжков, на прыжках

Вариация

Берлинская полька

3

Вариация 4

умение

без

Каблучные (8), галоп
(8), хлопушки (8) по

различать
музыкzrльные сРразы

3­5
2­4

л.т.

Вариация

5

Каблучные (4), галоп
(4), хлопушки (4) по

з­5

л.т.

24

Приложение 4

Танцевальные игры
Название
игры

кПоль­

Педагогическая
задача

­

Щжонс>

­
­
­

снятие
конфликтно
й ситуации,
возникающе
й
при
постановке в
пары,
рЕввитио
коммуникаб
ельности,
развитие
реакции,
координации

развитие
дисциплины
урока

описание

Методическио укшания

(Игра имеет циклический
характер и циклы могут
повторяться несколько раз.

Щикл игры состоит

из

вводной части и основной.)

Звучит команда:

<Поль­

Щжонс>

Партнеры встают в круг,
спиной в центр и берутся за
руки. Это внутреннее
кольцо.Партнерши образуют

наружное кольцо, встав

в

круг лицом в центр,

Под ритмичную музыку

все

с

правой

ноги
приставные
шаги с наклоном головы
вправо. Таким образом
происходит ((перемешивание
пар). Когда музыка внезапно
останавливается, танцоры
встают в пары, образуя их из
тех, кто оказался напротив
друг друга.

выполняют

Щалее

по заданию

исполняют

тот или

а) во время

первых

дв)D( цикпов давать
команду <Поль­,Щжонс>
отдельно партнерам и

партнершам

во

избежание
столкновений,

б) включать
только

музыку
после

образования колец,

в) если возникает
спорная ситуация в
постановке в пары и
остаются (одиночки), то
оставшиеся должны
очень быстро найти себе
пару.
Перед
циклом

последним
делается
предупрежденио об
окончании игры.

пары
иной

танец или упражнение.

После остановки музыки
команда
<<Поль­.Щжонс> и
цикл

опять звучит
повторяется.

Количествоциклов­4­

8.Время цикла ­1 * 1,5 мин.:
­ кПоль­/{х<онс> 20 ­30 с.;
танцевание в паре
60 с.

кСпорт­
ланс))

­
­

воспитание
выдержки,
Drввитие

В

­

40

­

четырех углах зала стоят

судьи.

25

возможна
судей.

замена

ДИНttПilИКИ

Пары под музыку двигаются

движония,

по линии танца.

р{lзвитие

координации
взаимодействия

Когда

остаFIавливается

музыка, та пара, которая

оказалась около

судьи,

получает отметку,

в

качестве отметки могчт

­ жетоны,
­ фанты,
­ призы,
­ судья может

отмечать

номера пар и т. д.

Выигрывает та

которая набрала

пара,

больше

всего отметок.

Количество отметок
каждогосудьи­4­6.

у

Правила:

запрещается
бегать от судьи к судье,
останавливаться около
судьи, во время танца надо
правильно
выполнять
движения.

­
_
­

воспитание
культуры
поведения,
развитие
коммуникаб
ельЕости,
воспитание
смелости

развитие
способности
приспосабливать
ся друг к другу

Выбираются водящие по l ­
человека
числа
партнеров и партнерш.

2

из

Они получают предмет.

Остальные пары под
заданную музыку танцуют.
Водяrций партнер выбирает

себе партнершу из
танцующих в
парах,
подходит и отдает ее
партнеру предмет со
словами: кПростите)

и

встает в пару.

Аналогично

действует
водящая партнерша.

Время звучания музыки

­З мин.

­

2

Правила: ­ надо как можно
26

Музыка
должна
звучать не более 40 ­ б0
с.

быть:

кПростите>

В качестве судьи могут
быть освобожденные от
физ. культуры.

последним
делается
предупреждение об
окончании игры.

Перед
туром

Отметки должны быть

такие, чтобы они

не

занимапи руки во время
танца.

быстрее найти себе пару,

_ неJIьзя подходить к
вновь образованной
паре, если она еще не

­

начала танцевать,

нельзя откtLзываться от
смены пары,

­ нельзя
говорить
­

забывать
слова:

(Простите),
во время танца нужно

правильно

выполнять

движения.

кИлимине
йшн­
данс)

воспитание
культуры
поведения,
развитие
коммуникаб
ельности,
воспитание
смелости

Помощники во время Задания на выбывание
остановки музыки с нужно подбирать с

помощью

жеребьевки

вытягивают задание на
исключение пар,

Выигрывают те

пары,
которые дольше всех
оставаJIись на паркете.

Время звучания музыки
1,5 мин.

1

­

За всю игру не более б

­

8

танцев.

Отмечаются те, кто очень
быстро вышел из игры.

27

учетом состава груIIпы

список учЕБной и мвтодичЕской литЕрАтуры
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
2. БекинаСИ. Ломомва Т.П. Музыка и движение,200lг.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.­Пб, 20О2.
4. !етский фитнес.М., 200б.
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
6. Лисицкая Т. Гимнастика и танец.М., 1988.
7. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособио.М., 1999.
8. МОШКОВа Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы.

м.,

1997.

9. Пособие по ритмике для2 класса музыкЕlльной школы. М., 2005.
10.ПРимерные программы начального общего образования. Официальный
сайт Министерства образования РФ
1 1.Проекты примерных (базисных)
учебных программ по предметам
НаЧаЛЬНОЙ школы. ОфициальныЙ саЙт Министерства образования РФ
12.РабОчая программа учителя как проект для ре€
tлизации в образовательном
ПРОЦеССе. Материалы для слушателеЙ семинаров и образовательных
программ. /Сост. И.В.Анянова. ­ Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

13.РаЗРешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск
шестой. М., 1981.
14.РОТеРС Т. Музыкально­ритмическое воспитание
художественная
гимнастика. М., 198б.
15. ФеДеРальный компонент государственных образовательных стандартов
НаЧаЛЬНОГО общего образования. Приказ Министерства образования РФ
<Об Утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования) от 5 марта2004 гЛЬ 1089.

и

28

ц
Е
l
t

Ф

Fr
Ф

слф

to

сý­ а.

Еdtr
.

l

Jr
aý
Ёв
нБ
.эЬЮ
БЕЕ
F

о)

вб
Еб

g
8.

дýЕьЕ

В а*;

9­

(n

ЕЕч
E{о.яý
Ев;

tr(d
.,Вýца а'я
чЁчЕ

р

ý Е Е Е Е Е

э

^i:d

о

ц

dжэ

i;)ýE,i

Е Е Е а? ý ý ý{
Ё Е нд Ел Еý,ý€

о

(.) (€
,, >к
*Е

Н

ý

о
ц
о
д
о
о
в(в

н

ЕýýЁ

a)Е[Ф!l
Lн*!9

ЕЁЁЁЕаЁЕ.НЕ

ýЁавЁэЁЁЁа

Ф

$

я Б Е,!

Е

ЁЕ[нвгýнЁЁЁ

ь4

Е,$ý

н

о

[Еý
Е
^

;Р ЕЁ ЕS
ftЦ iýflЗ

E.:

Еýý
Ё

Н ý Е E.Е

сlЁНБЁ
б3>Ёоij

ч ý tE

о
х

Ф

н

аг

о

bd

оо
Jl

д

l

Е

9.:

9ý

ёЕЕ
:Ё*
2t*(б

ýýF
lr

'*(

{
а
сЁ
о

у.+
l

х6)

'ъ

я

Е

ýЁR*ý

Ф)LY
Е i­i
Htsi (d
F\

Ф

Е

&ЁF

н

н

нЕл*
Ф

Е,ýý

g

ýЁ:
ччнц

ФФЕI
цБн

g&
Ё­анЁ Н

Ц

9{а

Е,$ý
нн$
­
Л Б Ё>s

Б}<Ер

Еýýq

ёЕЁн
}аE{ДF

хЕ*lч

,акфit'

чЕЁ ,,gЕэ

$Е F­ Ёý ýg
=
gян

J,HHlu

}л tr даЕ

Qч:
Ечни

Е

Ё р ý,Е

ý Ёs в Еs я нý ý
Е,Ё; Ё
3; Е\ts Н ЕЕ аЕЁНе€
данý
*Е
Е ý ,i ý $д EiE Е Ё
ýdФ!ч­ч
Ё
бд д
о E=l­j Ф ЁвЕавЕЁДF
ooi vE

нtsб

ý8.Egg

Ч,вiБ
бЕý>9,

$

д Е Е,Н
ЁýЕЁ
a.НФу
5

нк*
.6 ::1 н

Ф

Ё9F
(ýdЁ

Ёýг

Вёв
ЁояЕ

н

а
о
нк*

о d v

Е1

ýý
Ф9Н
ý s ý

Ф
*Э
>|л..,ЕЁ
9 Е Е Н> Н

"
$Е
=

}гЕq

Е

(ý)ý

iЕчоlЕý
с€
Еýфt

Е

ЕЁЕ[FЕýЁЁЕ

Ё Ё Е эЁН
6 ý an,: в Ё

,,ýijБНýiкЁа
е Ё rý э ý ýд

н
А

у

ý

ýЁЁЁýЁнrýЕ я$ЁЕЕЕg$ý
*
(ý

Ф
F

Е

ЁýýЕЕгýrЕ

Ф

о

Х

ti

о
Ф
о

саý
F*

оФ
9 Бd
х,ý 9
с)НЦ
хdФ
оЁЁ

оý

в(ý

$в
iлý

hH (€
.Ф

d
Ф
l
l!'
lllr

ý.чЁ

ёо

Феl
FЕ
Е*
:l­

gR аEЕý
=ар.
0е
бЁiE.
6 ý ё gQE

Е
д

Ф

Еýа
ВýЁ
ноýЕ

*ýF

ýЕ.Х*

9ч:
Ечiiц

н

Ч,ýБ
бýЕ>9,
Б Ё>s
Бх=р
ёЕЕн
a.кф!r

Н

i­.,l (J

­

,|Ф(d

Бх>
ЕýЕ

aE{фit,
ц

ýо
ЁвЁ

Е,ý

Е

к>

!dо
d(ý
Hg

l

кн*lч

ttr

сах
gЁ

ою 1
Ёоý
я,j;
бýý

Е

Бх>р
ЕýЕч

Фtf
ldд

>9

л9Н
нtsБ
ý_(€
Ь
ц.о.ч

ч,j;9,
бýý>
;д ё Ё,s

;д

8.g
.trн

Фь
Fýýýl

нк*

Ф

(Ё

н
д

F

ё$ЁlЕýд+Ён
€
ЁЁЕЕЕЕэ+ýнЕ

l,rtsfф

B Egý.
Ё ЕЕЕ[ýýн
,ЕЕýнхЁýВ_ýЁ

Ё9
Ен
ыý)ý

цý>

fr

ва

ýНЕ
ЁоЕ
Е9ýЕсВЕЕ
Е­нaJЕRБо

,Е;

ЁЁýЁýЁýЁЁъЁ

са

о.lý

ýа
iлý
Фн
Ё!)

сr(d
ll{

=

*дg

i

Е

Ё

ЕFЕЕЕЕ,Ен
gPE Ё Е g }Е

д
б

о
д
о

Н

Е Е ё Е Ёq ý
!] х ý Е ý Е ьЕ

Ф
fi

Е

iýi

Fg
ос)

9 xd

Е­,Е
Е
ФН!i
цdф

оЁЁ

о
ч
Ф
н
F

о

ь4

ч

Р5ь
8ЁЕ
н=ч

ý

ЁЁi

ý

ЁýЕЁ
,,­кфlr

ёЕЕн
a E{д

HBagE*
9Е!iЕэФtl
ir
ыю

i

Е н
ýЁ

rýg'­{QЗq>
ý аЕ

ý

я Б Ё>s
ЕýЕч
кн*Ф
E{Ф it

ёБЕн
йкФir

­

о

tr(ý
Фц
ЕЕ(
ýЕЕф""Е

tr

Ес)
н
Ф

эн€
ý f;,нн
Ё

gbq,]ali
ьý Ё* Ц
Е g>
Е 1а ý!'Е
ý F }Ё * а,Ч
ф(ýохоdд

0)

Е

ýlg:*ё RэЕЁнаЕ
яёбрьа5
цБнннц

ti

д(ý
ох
эs)
*н
()(в
цlч

:z
с.)
ts

Ф

Д.*
рi
F*
()Ф

(в

ЧJсоЕ

оо

tr

св

Ек!

бlоФ

сдts
3 з.н
hо Б

trrNtr

­qнЁýБт8
ц
о о Е 5ctl

Ф

9 хЁi
Е­,Е
Ф'Е Ен

Е

ч,ýБ9,

я б Ё,s

9ЕЁiЕэФll
йцrлвi!
,цунцj

3 ý аg ý
в l> ýя

БЕч
ýЁ:
Е9Ёи

U

х)ý Ф х

Ф(Ё
ЕЕ
Еад,ý
tsцд*ЕЕf
ýЁЦQЗсl

9F

Б9iiц

Е

Б ?Е ая Ё
Е
Е
Б ьЕýЁ . ­.р
аФ
ЕВвЕЕН
цЕЕЕЕн
ýнЁýБЕ
ýнЁýБЁ
цооiна.
liOOEEIa.
нL,нцн

1ý}.

а.)

lл

н
Ф

tЕ

*
(ý
н

ВёЁ
ЁоýЕ

8
t]

* б Ёls

(!.)

Ф

Ф

Е,ýý$
9 Е Е,s

о
н

д

Ф

8gfi,

ЁЁi

а

нк

нЕ(

trчЁц
Ч,jБ9,

н

н
д

н
а

А

цЁЕ
UЁЁ

9

Ц

iý.Е.
}ёд

ýý

Е а Ё

ВhНц?Ё

^

ЁЕtýgд
д.­
(ý

Бý
нtr
оФ
9 xd

f;

[
нg
Е

Ф

ц

1,ý

о.

э Её ý

ф

iýi

HEi
оq)

9 >.d
Е­,Е
ьня 9

хdФ
хtЁФ
Ч.i Ь/' t

Е_

н

н
а
Фь
tsEýSz
дgБ
н
11 b.j
(ý(в>'
trI'о.,ч

Ев
Ч,jБ
бýý

Фь
FЕýьz
дgБ
Н Е1

(ýсdх c.j
trtо.ч

Ев;
Х :ý
бýý

ý

FФd

ЕýЕ
}r)кф

йЕ[Ф
l­ц
9*

*в
.оФ
U

Ф:

tsts

дgБ
t­. Н Ё)
(ý_(вь
ЁЁ:
Е9Ё

Ч,SБ
бýý
|чФd

БЕЕ
Енп
aкд
Е
lE

цА
нчц
н

8.Е
н ý
ф
tra D
ts9*jё

trqý

*

хн9
Е
й,х
ld tzх
цýЁ
н q!?
о5сЁ
ола.
н

l|

NlvL

ы

9dRýэ
hH ý Б\6
о
tr
о
д
о

_­б

о
Е
Ф

о
ч
с)

F

а

н
д

ь4

ь4

н

О i­i,
р, 0)
>lt<
.а

cn

9д
л
!Е

цý
ElE
ýЁ
9к*
нбсЕ
Е aQ
­ýtrсЁ
F >.tr

l< Е

ь*

щ

ф

ч

ц

н

U

Ц

х

*яЁНЕЕýЕ
ЁЁfrЕЁБ5н

ýЕftЁЕ

|ý{

ý

о aэ­Б

F
gзЕНФоФ)ý

НЕНýн

,Ф(€

ЕЕЕ

Нs ýi Ц Ё.*
ýЕjЁЕ Е Е Ё ý Ё
Е 9 _Е 5Ё Е
fr
ts о : QЁ

н

ý>Ё,Б

ФЁ
янz
tr)ýi;!

Ф,_
Fqýz ь

к

oR

Fi

o­1

Fо(d

gýЕ

j

1­1

ЕЕ

­

|.r

н

Фь
HqSz
дgН
н iiх
(ý(€
п.о.ч
ЕЕ;
Х >ý
бýý

HcýSz

д9Н
Н ll a/j
(ý_(ýь

a,.j

Rо.ч

8в;

Е,ýý

o­1

Fо(d

|чФd

Еýý
aкФ

ЕýЕ
aE{д

FЁ

Е 3iH ý

0)

н
ý

фij
(n

l'1

(в

ý1

со

8ьяýЕ ЕЕ

к

Ё

Ё,ЕЁН9}вýв
нб g Е 8 н
Ё jtr ý 9 Е ýЁ ЕЕ

Ею

о}*

Фо
хg
хБ

о аЕ
й
*ёэ=Е
сdо­*­.:Бý'lЕУ

ц,,=Е,х

еdУЭй
9trбЕý

ts;ХЙ
.., Е
ý Ц3
ý 9
ý;{
Н
gЁ':
Ё

ЕЕýтfrЁЕ,!Е,Е

Фо
= нЕ
а
:9 Е i<
9

ý ý ý rЁ нё нý

д ý ý ЕЕ

ý

ts

Эi Б 65
ф
Е

сd

ф.*

0)

ts

н
ь4

Бý
оФ
Е>Бd
9
F*

Ё.,Е
Е
Ф,;l я

ц(вф

чJмt

й i cJ i

н Ё [€

q)

о

ý;

[€

н
а

Рц}
д9Б
Н il
Ф­Фх
п.о,ч
Ев;
Е,dБ
бýý

i

Фц
HId
аХс)
ýл*­*
Е

ФЕ(

Н

*

нF

ляЁ
ннл*
***л
9вЕЕ
цг*дц
ОхFс)
ч >.ý Е
Е 1Е э
ёБЕн
}аЕдtr

Ь.'

iЕ

yg}ýts

ыRЁ;
Б ьý я

лцЕм
Е ЁЕ э
ёБЕЕ
}аЕдtr

лщFА

Бх>
ЕýЕ
}r0)d

хнц
,r)кф

ЕЁЁ[п

ý

Ё

$=
ЁЯсэ
ЕнЕп*

ч9ч9ЁЕв

Ё

ý ý кд Е Е Е

g

;
Е

Цд99tsЕ>

=

ЕЕ8>рЕiЕ
ýЕýqЕýЕЕ
ййdнЕпfiй

д Её

ýЕýЁЕ[ЁЕЁж

Ф

д.­
хý
оФ
9 Бd
Е­,ý
Фнц9
дЁЁ
ёЕý
Ф

Ф

Ф

б

(ý

со iý
F*

ф
F*

Е.,ý
а)'Ё
цdф

оЁЁ

цЕ н

о4*

ЕаF

ЁЕЕý
КДlrсЁ

Praýa

х эД\о
ч­цо

FiндЕ

g

оФ
*2
9 яd

lL
U
^v

$ч ý}н
Ё; Ё $д Н

Яý

Е,ý

ýýýЕЕ[вЁЕ

ýýýЁЁЕЁа€
il€

E.Е;
qgЕЕЕgЕ
=

9
ц

iýi

оФ
9 Бd
Е­,Е Е
оЕъ
цdф
(­)ЁЁ

в
ФЕ(

Фц
'л
ц**
о6ý]
ý Е
а.Ё
9ВЕý
Е5дE{
ожнФ
нлщЦм
>,5 Е
Ё Е.Е э
ёвЕЕ
йЕфЕ1

дЁ
ллU фн
ý Е а*х
9вЕЕ
БF*Т
н ь,ý Е
Ё *Е ý
ёБнЕ
aJЕДtr

;
н
я
н
д

ýsE
­ФФ
Ёýч
Ё
ЕЕ
нцн

35 8
5(в(в
р'' а. а"

}=
ЕнЕ;­

с)

д.­
ЕЕ
оФ
9 >.d
(ý

Е.,Е 9
о, l н
цdд

(­)ЁЁ

ЕfiЁц,

Ё

ЕЁЦЕЁЁЁ
Я
* ý $: $}Е

ýвЁЁ[гЁýЁж

о

,ý{

ц

Ф

ос)о

:нЕ
Еч:
9FЕ5
т аЕ
FНE1
Б а9

ёБЕЕ
aЕдЕ{

х

чýл
АФ
F4(d

f;
Е
хФ
н
Е Н ga
Нý Е Ё Ё
н Е;БýН
^
*
ý
ВЕБв=Ч
Е
,ý
н
5
а; Ё sд Н Е ý ý Ёв::нЁЕ Е.б..
Н Ё а ­с') !2'E
ОЦdНý;\i
ýсt{

я,

Е
Ф

ЁЕЁа[ЕЕЕЁ[Ё

х

ý

Е вЕ ý ý ý
ха Е
Е ва
(n
Е v ý;ý
к

о
о
ti
о

lJi
б

ф.н

Бý

д

F*

Oq)
*z

оý
Ёсý
нý
он
р,с)
Еd

9 яЁi

Е,,Е
9
ФЕi

х(вФ

>lH
co(в

ёнfr

ll{

r<

сý

усJ

ц
й1 l­

ýЁ

Ёtr^
9сýсý
blE\o
анд
ооБ
)
€

Ц dЦ
E'v

Ф

9
д
д
о

оо
ýЕ5

оо
ýЕц
;вЕ
ЬЁЁ,:
цлщцн
ьý Е
FНE(l)
Б Б"9 х

ёББ­Е
,аЕфЕ{

оо
ýЕц
;Е5
й9ьi
сз.о
Фхнк
нлЦн*
ХЕ( ý
Б Е.Е н
ёБнЕ
aJЕдк

(D

ча

d

ь1

ча
дс)

9ЕЕ

Е К*
FНE0)
Б Б.9
лщFн

g

!,Fн

ёБЕЕ
йЕфк
чý
l,
ь1

ьФ
о­a{ ý
о­ы;Б

х

11

хФ
о.бJ

х

S::8.6..
Н € а _О Q'E

вЁ 1Е
х
fr
(n за
Е ч ýýв
Е

Ф

*

g
Ё ЕЁ Е
хв
ý ва
к (n
tr v ý;ý

Е
Е

Ф

д.­
йы

Fц

F*

ФЁн

ьФ
а.о]

х

Е;] $i,*

Н.н
о,Ё

Ё­,Е
v
ФЕl н

ý

оq)

9 tдi
*,Е v
дёБ

5нý

н
Е

Е{

ý

Ф

Ф

Ф

ф

ц
ч

оо
ýЕý
'нЕ
9бtr
Бý**
н ьý
FНEc)
Б а9
лщFч

Ц i} ia

Е

х

G)хFц

н
д

н
д
а.

н
Е

ЕЕЕ,ЁЁ
с.l Н€
Ё
q
н­ ý Еб
щч.*
л А л 6) c)Jiýi
ьБанýý
ý вЕ ý ý Е
хЁ Е
fr ва
(о
Е ч ý;ý
к

о

оо
ьF
t_ tr
Ц'S
.9н
liФ
ф

Ф

Ei

о

*
(ý

а
ь

Ф.н

Бý
нЕ
оФ
Е>Бd
9
Ё,Е
Е
Фi!­l

д
о
ь4

Ф
F

оЁЁ

0)

F
сl

с{)

с)

ф

tr

F
Ё
Ёl

ёББЕ
}аЕфЕt
()­1

t z

ь(д
дФо

ý4

н
о

cJFo

(в

о­

ф
оо
Lr *

(ý

Е

ьF
!j

Е
€
lrФ

Е(

яо
н

с)
(ý

li

у

g

>l

д

о
vФ

F

tr
tr

ь4

ь4

нdф

оо
ýЕц
'нЕ
онН
ЬЁЁ,i
tr
ьý Е
лщЕн
FНEic)
Б аg х
.­i ojХ
Ёg

ь1

t1

­_:

цлЦЕ*
ап i
!qНEi0)
а9 к
Б
ЕЕНý

ь

а
t4

ts

ч
Ф
о

оо
ýЕ5
оf;Н
ýlE­

ьд

о

Ф

ц

ёБнЕ
}аЕФк збББ
йЕфк

ь4d

(d

еfrЁЁн

сd

ян
оо
Е>ьдi
9

с)

o­H^jE

еЁЁЁн

QЁЁ

9
д
ф
о

д
ф
о

А

о

Е;

а
д

н
д
а.
ч
Fr

о

tr].

(с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».