Паровоз "Э"
16.10.2023
Э (прозвища — Эховский, Эхо, Эшка,
Эшак) — российский и советский грузовой паровоз, первый в России паровоз типа 0-5-0.
Модель разработана в 1909 году по заказу частной Владикавказской железной дороги инженером путей сообщения Вацлавом
Лопушинским. Заметную
роль в истории паровоза серии Э сыграл профессор Н. Л. Щукин, который, будучи товарищем министра
путей сообщения и председателем Комиссии подвижного состава и тяги при
Инженерном совете МПС, сопротивлялся по мере сил его появлению на свет и
тормозил внедрение, всячески содействуя продвижению своего паровоза.
Однако последовательное ужесточение
им требований к проекту Э, несомненно, способствовало его улучшению — хотя
застопорило начало выпуска Э на казенных заводах не менее чем на три года (с
1909 по 1912). Более того, по настоянию Щукина на всех казенных заводах
параллельно с выпуском Э сохранялся и совершенно уже бесцельный выпуск серии Щ — вплоть до 1918 года.
Паровозы семейства Э (Эш, Эг, Эу, Эм и Эр) выпускались с 1912 по 1957 год
включительно. В течение всего периода производства базовый проект паровоза
серии Э последовательно улучшался, в качестве конструктивных разновидностей
(подтипов) и подсерий. С 1947 года крупносерийное производство паровозов серии
ЭР (по проекту П28 Коломенского завода) для сети дорог СССР было
развёрнуто в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию
вносились улучшения с учётом опыта эксплуатации и местных технологических
особенностей производства.
В первый период индустриализации
СССР (1925—1935 гг.), паровозы серии Э всех индексов (Эв/и) являлись
основным типом грузового локомотивного парка, выполняли основной объём
грузоперевозок на сети дорог страны, за исключением Туркестано-Сибирской,
Красноярской, Дальневосточной и Приморской железных дорогах.
В переходный период реконструкции
железнодорожного транспорта СССР (1935—1936 гг.) по инициативе наркома
путей сообщения Л. М. Кагановича (в рамках
стахановско-кривоносовского движения на транспорте) паровозы серии ЭМ
использовались в ускоренных «прямых» поездах на линиях Донбасс — Москва и
Донбасс — Ленинград вплоть до ввода в эксплуатацию на этих линиях более
мощных и быстроходных паровозов серии ФД.
Андрей
Платонов в своём
рассказе «Старый механик» пишет о паровозе серии «Э» как о члене семьи
железнодорожника:
Семья Петра Савельича была
небольшая: она состояла из него самого, его жены и паровоза серии «Э», на
котором работал Петр Савельич. Детей у них долго не было: родился давно один
сын, но он пожил недолго и умер от детской болезни, а больше никто у них не
рожался.
— Андрей
Платонов «Избранные произведения в 2 томах» 1978.
В годы Великой Отечественной
войны из
паровозов серии Эв/и формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения для бесперебойного обеспечения, главным образом,
воинских перевозок в условиях отрыва от основных и оборотных депо, на
прифронтовых линиях, подвергающихся интенсивному разрушающему воздействию со
стороны авиации противника и ускоренному восстановлению. Таким образом,
относительно простые конструктивно, но достаточно мощные и быстроходные грузовые
паровозы серии Э(в/и), сыграли важную роль в обеспечении победы Советского
Союза в Великой Отечественной войне.
Вообще, вклад паровозов семейства Э
в историю СССР огромен. Они работали на протяжении почти всего XX в.,
пройдя и Первую мировую, и Гражданскую, и финскую, и Великую
Отечественную, стали
участниками всех побед и поражений. А по количеству локомотивов серии (около 11
тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным
рекордсменом в истории мирового паровозостроения[4].
Многие паровозы серии Э стали
памятниками боевой и трудовой славы, являются объектами культурного наследия народов России.