ПАРОВОЗ П38
16.10.2023
Самый тяжелый.
П38
Паровоз П38 – самый
тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера
– в истории всех советских локомотивов), служебная масса которых с тендером
составляла 383,2 т при длине 38,2 м. Серия оказалась ограниченной из-за прекращения
выпуска паровозов в нашей стране – всего 4 грузовых паровоза, выпущенных в СССР
в 1954-1955 гг. Длина локомотива 22,5 м и тендера 15,7 м, рабочая масса
паровоза 213,7- 214,9 т + тендер 168 т с водой и углем, конструкционная
скорость 85 км/ч и мощность 3 800 л.с.
П38 — Паровоз, проект - 38.
Выпускался в 1954-1955 годах на Коломенском заводе. Построено 4 паровоза.
В конце 1940-х годов велось
восстановление СССР после войны и страна нуждалась в мощных грузовых
локомотивах. Мощности паровоза серии Фд постепенно стало не хватать. Для
увеличения мощности требовалось увеличить размеры котла, следовательно и вес
паровоза увеличится. Чтобы снизить осевую нагрузку, требовалось увеличить число
осей.
В конструкции паровоза применена
система Маллета с разделением ведущих осей на 2 группы по 4 оси в каждой. Это
позволило распределить вес 214,9 т на суммарные 10 осей. П38 — самый тяжёлый
паровоз в Советском Союзе!
Эскизный проект появился в 1951 году,
а в 1954-1955 году построены 4 опытные единицы. При прохождении испытаний и
опытной эксплуатации в 1956 году на XX съезде Коммунистической партии
Советского Союза было решено отказаться от дальнейшего выпуска паровозной
техники в пользу тепловозов и электровозов. Основной серией локомотивов для
грузовых перевозок стал тепловоз ТЭ3 и электровоз ВЛ8. Коломенский завод после
выпуска нескольких газотурбовозов переключился на серию пассажирского ТЭП60.
С 1959 года все 4 паровоза переданы
предприятиям Белгородского Совнархоза для использования в качестве котельных.
Через некоторое время списаны на переплавку и сегодня не сохранились.
Особенности:
§ Самый
тяжёлый паровоз в истории советского паровозостроения (а с учётом веса тендера,
то в истории всех советских локомотивов)
§ Конструкция
паровоза выполнена по системе Маллета, т.е. движущие колёсные пары разбиты на
две группы
§ Оборудован
коническими роликовыми буксовыми подшипниками, увеличителями сцепного веса,
механическими углеподатчиками, а также дымоотводными щитами (исключающие
попадание дыма в будку машиниста)