ЛОКОМОТИВ КЛАССА «Э»
16.10.2023
Самый массовый.
«Э» («Эшка»)
Российский, а впоследствии и советский паровоз класса
«Э» стал самым массовым локомотивом за всю историю паровозостроения. Первые
машины этого типа вышли на рельсы еще в 1912 году, последние, уже значительно
доработанные – в 1957-м. Причем над производством «Эшаков» трудились не только
шесть отечественных, но еще и более двух десятков заграничных заводов.
Локомотив оказался весьма неприхотливым и работал как на грузовых, так и на
пассажирских перевозках. Всего за 45 лет было выпущено более 11 тысяч этих
паровозов – такой массовостью не может похвастаться ни один из конкурентов. И
хотя увидеть «Эшки» на линии сейчас вряд ли удастся – разве что, на постаменте
– но увидеть их на ходу можно во многих фильмах, начиная от «Неуловимых
мстителей» и заканчивая «Адмиралом».
Э
(прозвища — Эховский, Эхо, Эшка, Эшак[1]) — российский и советский грузовой паровоз,
первый в России паровоз типа 0-5-0.
Модель разработана в 1909
году по заказу частной Владикавказской железной дороги
инженером путей сообщения Вацлавом Лопушинским[2].
Заметную роль в истории паровоза серии Э сыграл профессор Н. Л. Щукин, который, будучи товарищем
министра путей сообщения и председателем Комиссии подвижного состава и тяги при
Инженерном совете МПС, сопротивлялся по мере сил его появлению на свет и тормозил
внедрение, всячески содействуя продвижению своего паровоза.
Однако последовательное
ужесточение им требований к проекту Э, несомненно, способствовало его
улучшению — хотя застопорило начало выпуска Э на казенных заводах не менее
чем на три года (с 1909 по 1912). Более того, по настоянию Щукина на всех
казенных заводах параллельно с выпуском Э сохранялся и совершенно уже бесцельный
выпуск серии Щ —
вплоть до 1918 года.
Паровозы семейства Э (Эш, Эг, Эу, Эм и Эр)
выпускались с 1912 по 1957 год включительно. В
течение всего периода производства базовый проект паровоза серии Э
последовательно улучшался, в качестве конструктивных разновидностей (подтипов)
и подсерий. С 1947 года крупносерийное производство паровозов серии ЭР
(по проекту П28 Коломенского завода) для сети дорог СССР было развёрнуто в
Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию вносились улучшения с
учётом опыта эксплуатации и местных технологических особенностей производства.