Паровоз П36
16.10.2023
В послевоенный период паровозостроения в
СССР были выпущены два серийных типа грузовых паровозов с пятью сцепными осями в жесткой
раме с нагрузкой на ось 18 т: паровозы 1-5-0 серии Л и 1-5-1 серии ЛВ с расчетной силой тяги соответственно 221,5
и 231,5 кН.
В 1950 г. был выпущен первый
опытный мощный
пассажирский паровоз типа 2-4-2 (П36), обладающий высокими
эксплуатационными качествами. Несколько таких паровозов было построено в 1953
г., а в 1955 г. было начато их серийное производство.
Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в
нашей стране с 1956 г. прекращена. До 1957 г. было разработано,
построено и эксплуатировалось на железных дорогах страны до 400 типов паровозов.
По экономичности и мощности паровоз уступает тепловозу и электровозу,
однако значительно превосходит и тот, и другой по выносливости и
неприхотливости. Паровоз способен
выдерживать 400 процентов перегрузок относительно расчетной мощности,
а отапливаться может порой
совершенно немыслимыми видами топлива, например, сырыми
осиновыми дровами, а в годы гражданской войны, случалось, и сухой воблой. Ремонт
паровоза стоит значительно меньше, чем тепловоза или электровоза; гораздо дешевле, чем электроэнергия и
солярка, обходятся уголь и мазут. Именно эти качества паровоза во многом
определили бесперебойность работы железных дорог во время Великой Отечественной
войны.
Паровоз остается одним из уникальных технических творений человечества,
безраздельно господствовавшим на железнодорожном транспорте более 130 лет. В
связи с энергетическими проблемами интерес к локомотивам на твердом топливе не
ослабевает и в начале XXI века. Во многих странах сохраняются
паровозы-памятники, пользуются популярностью ретропоезда с паровой тягой. Часть
паровозного парка находится в запасе, при необходимости работоспособность
паровозов может быть восстановлена.