Товарный паровоз
12.10.2023
Однако паровозы для первой русской железной дороги
между Петербургом и Царским Селом, открытой для общего пользования в 1838 году,
были заказаны за границей. Только сооружение Петербурго-Московской железной
дороги, начатое в 1843 г., явилось основанием для начала русского
паровозостроения. Первые паровозы для этой дороги были построены
Александровским заводом в 1845 году – товарные типа 0-3-0 (позже часть была
переделана в тип 1-3-0 – впервые в мире) и пассажирские типа 2-2-0.
К началу XX столетия Россия полностью освободилась от
иностранной зависимости в области паровозостроения. К этому же времени были
созданы многие замечательные конструктивные формы русских паровозов, дальнейшее
развитие которых привело к самым передовым образцам паровозостроения.
С 1898 по 1917 г. заводы России построили 16064
паровоза. Паровозный парк дореволюционной России отличался нецелесообразно
большой разнотипностью. Поэтому в 1912 г. циркуляром Управления железных дорог
Министерства путей сообщения впервые была введена буквенная система обозначений
серий паровозов как для казённых, так и для частных железных дорог. Так,
согласно ей, все старые товарные паровозы с 3-мя движущими осями (типы 1-3-0,
0-3-0, 0-3-1) получили обозначение серии Т (трёхосные), типа 0-4-0 выпущенные
до паровозов «нормального типа» – Ч (четырёхосные), паровозы «нормального типа»
– О (основные) и т.д.