ДООП Шахматы

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 3»
ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
РЖД лицея № 3
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД лицея № 3
_________А.А.Кургашев
Приказ № 169
от «28» августа 2024 г.

.

Подписано цифровой

подписью: РЖД ЛИЦЕЙ
РЖД
№3
2024.12.17 08:50:08
ЛИЦЕЙ № 3 Дата:
+05'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

«Шахматы»
Программа предназначена для детей 12 – 17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составитель: Кургашев А.А.
учитель РЖД лицея № 3

Екатеринбург, 2024

1. Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса
«Шахматы».
Личностные результаты освоения программы курса
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций. развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным
замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо
замысла, соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
умение задавать вопросы
умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов;
построение логической цепи рассуждений.
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на
предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
способность работать в команде;
выслушивание собеседника и ведение диалога.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Содержание работы кружка «Шахматы»
(35 ч – 1 ч в неделю)
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (3 часа). Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но
заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое,
но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (2 часа). Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя
в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной",
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
"Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две
шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем
отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур.
Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (2 часа). Начальное положение;
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой
цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной
расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две
шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении,
к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (16 часов). Правила хода и взятия каждой из фигур,
игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.
Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против

фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле воин".
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,
недвижимыми). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни
разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное
число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура
должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить
другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход,
чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. "Ограничение
подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными"
полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (7 часов). Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах
неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно
объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься
от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю. "Первый шах". Игра проводится всеми
фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (4
часа). Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.

Основные формы и средства обучения:
Решение шахматных задач,
комбинаций и этюдов,
дидактические игры и задания,
игровые упражнения,
теоретические занятия,
шахматные игры,
шахматные дидактические игрушки,
участие в турнирах и соревнованиях.
Предметные компетенции обучающихся:
1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей
деятельности:
Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;
В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
В проведении педагогом инструктажей;
В применении индивидуальных форм работы;
В корректировке игры;
В рекомендациях по выполнению комбинаций. Формами отслеживания роста
предметной компетенции являются:
Педагогическое наблюдение;
Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
Изучении специализированной литературы;
Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе
тематического материала;
В проведении бесед;
В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по
шахматам

3.Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование курса «Шахматы» 5 класс,
1 час в неделю
№
1

Тема
ШАХМАТНАЯ
ДОСКА

2

ШАХМАТНАЯ
ДОСКА

3

ШАХМАТНАЯ
ДОСКА

45

ШАХМАТНЫЕ
ФИГУРЫ

67

НАЧАЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ

8

ЛАДЬЯ

9

ЛАДЬЯ

Вид деятельности
Чтение и инсценировка дидактической сказки
"Удивительные приключения шахматной доски".
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных полей на
шахматной доске. Шахматная доска и шахматные
поля квадратные. Чтение и инсценировка
дидактической сказки "Котята-хвастунишки
Расположение
доски
между
партнерами.
Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске.
Чередование белых и черных полей в горизонтали
и вертикали. Дидактические задания и игры
"Горизонталь", "Вертикаль".
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали. Количество полей в диагонали.
Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре. Чтение и
инсценировка дидактической сказки из книги И. Г.
Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.:
Педагогика, 1991. – с. 132–135). Дидактическое
задание "Диагональ"
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Просмотр диафильма "Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат".
Дидактические задания и игры "Волшебный
мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура",
"Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Просмотр
диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй
шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры
"Мешочек", "Да и нет", "Мяч"
Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход
ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь"
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи
против одной, две ладьи против двух),
"Ограничение подвижности"

Дата
05.09

12.09

19.09

26.09

03.10

10.10

17.10

10

СЛОН

11

СЛОН

12

ЛАДЬЯ ПРОТИВ
СЛОНА

13

ФЕРЗЬ

14

ФЕРЗЬ

15

ФЕРЗЬ ПРОТИВ
ЛАДЬИ И СЛОНА

16

КОНЬ

17

КОНЬ

18

КОНЬ ПРОТИВ
ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ,
СЛОНА

Место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны. Качество.
Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь"
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (слон против слона, два слона
против одного, два слона против двух),
"Ограничение подвижности
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",
"Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (ладья против слона, две ладьи
против слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов, сложные положения),
"Ограничение подвижности"
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один
в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр
диафильма "Волшебные шахматные фигуры.
Третий шаг в мир шахмат"
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение"
(ферзь
против
ферзя),
"Ограничение подвижности
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй
фигуру".
Дидактические
игры
"Захват
контрольного поля", "Защита контрольного поля",
"Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи,
ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные
положения),
"Ограничение
подвижности"
Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один
в поле воин", "Кратчайший путь"
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Игра на уничтожение" (конь против коня, два
коня против одного, один конь против двух, два
коня против двух), "Ограничение подвижности"
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",
"Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь
против ферзя, конь против ладьи, конь против

22.10

24.10

07.11

14.11

21.11

28.11

05.12

12.12

19.12

19

ПЕШКА

20

ПЕШКА

21

ПЕШКА ПРОТИВ
ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ,
КОНЯ, СЛОНА

22

КОРОЛЬ

23

КОРОЛЬ ПРОТИВ
ДРУГИХ ФИГУР

24

ШАХ

25

ШАХ

26

MAT

27

MAT

28

MAT

29

НИЧЬЯ, ПАТ

30

РОКИРОВКА

31

ШАХМАТНАЯ
ПАРТИЯ

слона, сложные положения), "Ограничение
подвижности
Место пешки в начальном положении. Ладейная,
коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.
Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Дидактические задания
"Лабиринт", "Один в поле воин"
Дидактические игры "Игра на уничтожение"
(пешка против пешки, две пешки против одной,
одна пешка против двух, две пешки против двух,
многопешечные
положения),
"Ограничение
подвижности"
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против
ладьи, пешка против слона, пешка против коня,
сложные
положения),
"Ограничение
подвижности"
Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его
ставить
нельзя.
Дидактические
задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра
"Игра на уничтожение" (король против короля)
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры",
"Двойной
удар",
"Взятие".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (король против ферзя, король
против ладьи, король против слона, король против
коня, король против пешки), "Ограничение
подвижности"
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или
не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от
шаха"
Открытый шах. Двойной шах. Дидактические
задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах".
Дидактическая игра "Первый шах"
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат"
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактическое задание "Мат в один ход"
Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое задание
"Дай мат в один ход"
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры
на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат"
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание "Рокировка"
Игра всеми фигурами из начального положения
(без пояснений о том, как лучше начинать

26.12

09.01

16.01

23.01

30.01

06.02

13.02

20.02

27.02

06.03

13.03
20.03
03.04

32

ШАХМАТНАЯ
ПАРТИЯ

33

ШАХМАТНАЯ
ПАРТИЯ
Повторение
программного
материала
ИТОГО:

34
35

шахматную партию). Дидактическая игра "Два
хода"
общие рекомендации о принципах разыгрывания 10.04
дебюта. Игра всеми фигурами из начального
положения
Демонстрация коротких партий. Игра всеми 17.04
фигурами из начального положения
Повторение программного материала
24.04
15.05
35 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».