ДООП Голосок

Подписано цифровой

подписью: РЖД ЛИЦЕЙ
РЖД
№3
2024.12.17 08:31:10
ЛИЦЕЙ № 3 Дата:
+05'00'

ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
РЖД лицея № 3
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

1
Частное общеобразовательное учреждение
«РЖД лицей № 3»

УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД лицея № 3
_________А.А. Кургашев
Приказ № 169
от «28» августа 2024 г.

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокальная студия «ГолосОК»
Программа предназначена для детей 7 – 14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Щипакина О.Ф.

г. Екатеринбург
2024

2
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………...................3
Учебно-тематический план……………………………........................................7
Содержание программы.…………………………………………..……………...9
Учебно-методическое обеспечение………………………….…………………13
Требования к уровню подготовки обучающихся…………………..……….....14
Контрольные параметры оценки……………………………………………….16
Список рекомендуемой литературы……….…………………………...………19

Список методической литературы…………..……….........................................21

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа призвана приобщить учащихся к музыкальной культуре и
рассчитана на музыкально-певческое развитие и воспитание духовности детей в возрасте
от 7 до 14 лет, причем учащиеся подразделяются на две подгруппы:7-10 и 11-14 лет.
В процессе изучения данного курса дети получают возможность:
–

получить дополнительные углубленные знания в области музыкального искусства;

–

приобщиться к духовной культуре;

–

развить музыкальные способности;

–

творчески самовыразиться;

–

с пользой провести досуг.
Цель программы – развитие у детей сценической культуры.
Задачи программы:

1.

Знакомство учащихся с высокохудожественными вокально-хоровыми
произведениями.

2.

Индивидуальное певческое развитие каждого ребенка.

3.

Формирование вокальных, ансамблевых и исполнительских навыков.

4.

Творческое самовыражение и личностное развитие учащихся.

5.

Формирование и воспитание культуры восприятия, слушания музыки.

6.

Практика сценических выступлений, участие в вокальных конкурсах.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения, на который отводится 136

часов (по 2 часа в неделю у каждой группы в течение 34 учебных недель). Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу групповой работы.
Программа состоит из нескольких разделов: постановка голоса, работа над
репертуаром, развитие вокально-хоровых навыков, элементарная теория музыки, развитие
творческих способностей, концертная деятельность.
Занятия в вокальной студии организованы в форме малых групп, так как именно в
малой группе наиболее полно сможет раскрыться индивидуальность каждого ребенка.
Работая с малыми группами (не более 15 человек в каждой группе), педагог может
успешнее реализовать личностно-ориентированный подход, столь актуальный в наше
время, когда без внимания не остается ни один ученик.
В процессе занятий каждый учащийся последовательно овладевает основными
вокальными навыками (дыхание, дикция, кантиленное звучание), осваивает навыки
хорового (ансамблевого) пения (слитный унисон, чистый строй, разные виды ансамбля),
обретает координацию между слухом и голосом, получает элементарные знания в области

4
теории музыки, работает над музыкальными произведениями, раскрывая свой творческий
потенциал.
Творческая деятельность является источником обретения ребенком уверенности в
своих силах и собственной значимости, что положительно влияет на его самооценку и
адаптацию в любом коллективе. В групповых занятиях также развиваются и
коммуникативные качества учащихся.
Творческому развитию личности учащихся в процессе занятий в вокальном
ансамбле способствуют следующие методы:
1.

Метод

развивающего

обучения,

который

обеспечивает

эмоциональное

стимулирование учебно-познавательной деятельности, направленный на развитие
познавательного

интереса

ребенка,

его

психических

функций,

творческих

способностей и личностных качеств. С помощью данного метода педагог решает
стоящую перед ним учебную задачу – появление у детей положительной мотивации
своих действий по освоению музыкально – певческого искусства.
2.

Метод создания ситуации успеха на занятиях является одним из основных методов
эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные
педагогом цепочки

таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших

результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в себе, в
собственных силах и существенно облегчает сам процесс обучения.
3.

Метод

формирования

готовности

восприятия

учебного

материала

с

использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным
содержанием при подборе ярких, образных и интересных детям музыкальных
произведений представляют собой основные методы развития познавательного
интереса детей к вокальному искусству.
4.

Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного
характера) является ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе.
Работа в «креативном поле» создает возможность совместного поиска различных
способов решения задач, поиска новых выразительных средств воплощения
художественного образа.

5.

Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой
введение в хорошо известную и привычную для детей игру, элементы которой
присутствуют на каждом занятии, новых форм (например, дополнительного правила,
нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или
других условий).

5
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся являются
творческие задания. Т.В. Вайполина выделяет следующие этапы развития творческих
способностей детей на вокально-хоровых занятиях:
Задания,

1.

требующие

первоначальной

ориентировки

в

творческой

деятельности (при этом педагогом дается установка на создание нового – «измени»,
«придумай», «сочини»).
Задания, способствующие освоению способов творческих действий, поиску

2.

решений.
Задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей, использование

3.

сочиненных мелодий в жизни.
К.Ю.Геращенко, в свою очередь, определяет несколько форм творческих
заданий. К ним относятся:
–

задания на интонирование, которые способствуют развитию
звуковысотного слуха, выявлению и развитию чувств ритма, чувства музыкальной
формы, ладового чувства;

–

творческие задания на ритмику, содействующие формированию
умений подчинять движения музыке, предполагающие правильные двигательные
навыки в соответствии с характером музыки (качество выполнения учащимися
движений

зависит

от

понимания

ими

музыкального

образа,

понимания

выразительности, образности музыкального произведения);
–

творческие задания на воображение

можно

применять в виде

сопоставления музыкальных образов, сравнения разных видов искусств, слушания
знакомых музыкальных произведений в разном исполнении, досочинения мелодий,
напевов, наложения литературных или самосочиненных образов на предложенные
произведения (однако решению подобных заданий должно предшествовать освоение
поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии, так как для того,
чтобы придумать варианты напева или мелодии, учащимся нужно обладать
достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и
в определенной последовательности).
Предлагаемый в программе материал должен быть освоен учащимися в данном
объеме за счет системно-комплексного планирования занятий, когда на один урок может
быть вынесено несколько тем (например, на каждом занятии определенное количество
времени уделяется распеванию и развитию вокальных и хоровых навыков учащихся, а
большая половина занятия посвящена освоению репертуара), поэтому указанное общее

6
количество часов по каждой теме представляет собой время, затрачиваемое на тему в
течение всего года.
Контроль за качеством усвоения материала проводится систематически, от
занятия к занятию.
В

конце

каждого

полугодия

предусмотрены

обязательные

концертные

выступления всего коллектива (и отдельных его солистов), на которых обязательно
исполнение разнохарактерных музыкальных произведений различных стилей и жанров
(по усмотрению педагога). Работа каждого участника ансамбля оценивается по степени
овладения им вокальными и хоровыми навыками, указанными в программе. Помимо
обязательных концертных выступлений, учащимся рекомендуется принимать участие во
всех тематических вечерах и концертных мероприятиях как внутри дома творчества, так и
за его пределами, а также во всевозможных конкурсах различного уровня, так как
концертная деятельность воспитывает у детей выдержку, сценическую волю и чувство
ответственности.
Программа является составительской и разработана на основе государственных
программ для внешкольных учреждений «Эстрадный вокал» авторов Н.В.Усаревой и
С.Ю.Устьянцевой (г. Камышлов) и программы вокального ансамбля «Ассорти»
А.С.Пашковой (г. Екатеринбург), а также основываясь на методиках работы следующих
выдающихся педагогов (вокалистов и хоровиков): Г.Струве, Г.Стуловой, В.Соколова,
Д.Огороднова, В. Емельянова, А.Пономарева, Л.Абелян, Т.Малининой, Л.Дмитриева,
А.Кравченко и ряда других.
Отличительной

особенностью

настоящей

программы

является

ее

универсальность. Она объединяет в себе различные музыкальные разделы, поэтому в
процессе занятий происходит комплексное развитие личности учащихся. Дети получают
элементарные знания и в области теории музыки, и изучают историю музыки, знакомясь с
шедеврами мировой классики, и развивают свои музыкальные, актерские способности и
коммуникативные навыки. Все вышеперечисленные программы рассчитаны на обучение в
определенной, конкретной области музыкального искусства. Новизна данной программы
в том, что она направлена на всестороннее духовно-нравственное развитие каждого
учащегося и становление его личности.
Посредством музыкального искусства, такого многогранного и неделимого,
происходит воспитание души ребенка, развитие его моральных и нравственных качеств,
закладываются основы истинных, вечных ценностей, понятий доброта и красота.
Музыкальная культура выступает здесь частью общей духовной культуры учащихся.

7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№

Наименование

Общее

п/п

разделов и тем

количество

Теория

Практика

часов
1.

Постановка голоса

40

5

35

1.1

Певческая установка

3

3

-

6

-

6

3

-

3

4

-

4

6

-

6

12

2

10

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

Дыхательная

гимнастика

Стрельниковой
Певческое дыхание
Артикуляционная
гимнастика
Дикция
Настройка

голосового

аппарата. Распевание

1.7

Сглаживание регистров

3

-

3

2.

Работа над репертуаром

41

7

34

4

-

4

4

1

3

8

1

7

15

2

13

5

1

4

2

1

1

3

1

2

30

3

27

2.1

2.2
2.3
2.4

2.5

2.6
2.7
3.

Вокализы

и

учебно-

тренировочный материал
Классические
произведения
Народные песни
Современные

и

популярные песни
Патриотические и военные
песни
Стихотворный

текст.

Орфоэпия
Художественный образ
Развитие

вокально-

хоровых навыков

3.1

Унисон

6

1

5

3.2

Строй

6

1

5

3.3

Ансамбль

6

1

5

8
3.4

Многоголосие

6

-

6

3.5

Пение a capella

6

-

6

5

3

2

1

1

-

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

1

-

10

-

10

10

-

10

136

18

118

4.

4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
5.

6.

Элементарная

теория

музыки
Основные

музыкальные

термины
Средства

музыкальной

выразительности
Ритм и длительности
Графическое изображение
мелодии
Лад и тональность
Развитие
способностей
Концертная
деятельность
ИТОГО

творческих

9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.
Тема 1.

Певческая установка.

Теория:

Положение корпуса и головы при пении, стойка.

Практика:

Выполнение упражнений «Шалтай-Болтай» (для раскрепощения

корпуса), «Ракета» (правильная стойка при пении).
Тема 2.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Практика:

Выполнение комплекса упражнений: «Болванчик» (короткий вдох,

как бы принюхиваясь, с поворотами головы), «Насос», «Выпад» (с движениями корпуса),
«Обнять себя». Каждое упражнение делается в 2-3 подхода (один подход по 8 раз).
Тема 3.

Певческое дыхание.

Практика:

Отработка дыхательных упражнений 1-го года обучения.

Тема 4.

Артикуляционная гимнастика.

Практика:

Гимнастика для губ и языка: покусать язык, щёки, «пошинковать»

язык. Выполнение комплекса упражнений (повторение и закрепление первого года
обучения).
Тема 5.

Дикция.

Практика:

Проговаривание скороговорок в различных темпах, добиваясь

четкого, активного, ясного и близкого произнесения текста. Декламация на дыхании.
Тема 6.

Настройка голосового аппарата. Распевание.

Практика:

Выполнение комплекса упражнений

Тема 7.

Сглаживание регистров.

Практика: Упражнения «Лошадка», «Волна» и другие.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ.
Тема 1.

Вокализы и учебно-тренировочный материал.

Практика:

Пение различных вокализов Абта, Зейдлера, Вилинской и других

авторов на слоги «ри», «лё», «лю», добиваться ровного выдоха, плавного звуковедения,
кантиленного звучания, сглаживания регистровых переходов.
Тема 2.

Классические произведения.

Теория:

Особенности исторической эпохи, стиля композитора, его краткая

биография. Основные сведения об авторе поэтического текста. Анализ и интерпретация
произведения. Показ его педагогом.
Практика:

Разучивание произведений (примерный репертуар дан в приложении)

по следующему алгоритму: разбор музыкального текста (мелодии, ритма, авторских

10
ремарок, динамики и агогики); проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без
текста, без сопровождения; работа над текстом без мелодии (проговаривание его в ритме
на дыхании); соединение отдельных фраз с использованием вокальных упражнений;
работа над чистотой интонации, строем, ансамблем и звукообразованием.
Тема 3.

Народные песни.

Теория:

Народная песня и ее роль в воспитании чувства патриотизма,

уважения к историческому прошлому народа, к его характерным чертам, языку
(музыкальному и вербальному), культуре в целом. Показ песни педагогом.
Практика:

Разучивание произведений (по аналогии).

Тема 4.

Современные и популярные песни.

Теория:

Раскрытие

содержания

музыки

и

текста,

особенностей

художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность песни.
Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения. Показ песни
педагогом.
Практика:

Разучивание произведений (по аналогии с классическими).

Тема 5.

Патриотические и военные песни.

Теория:

Беседа о Великой Отечественной войне. Краткая биография,

творческий портрет композитора и автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста,
музыкально-выразительных средств. Интерпретация и анализ произведения. Исполнение
его педагогом.
Практика:

Разучивание произведений (по аналогии).

Тема 6.

Стихотворный текст. Орфоэпия.

Теория:

Правила орфоэпии. Понятие «логическая перспектива предложения».

Произношение гласных звуков в ударном и безударном положении.
Практика:

Определение

логической

перспективы

предложения,

«цепи»

предложений и всего текста. Осмысление стихотворного текста, выделение ключевых
слов, разбор средств поэтической выразительности. Декламация на дыхании. Работа над
конкретным стихотворным текстом с точки зрения правил орфоэпии (при пении
предыдущий согласный звук прикрепляется к последующему, а гласный звук тянется
максимально долго). Отработка произношения отдельных звуков и слогов в слове.
Тема 7.

Художественный образ.

Теория:

Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств

музыкальной

выразительности.

интерпретация произведения.

Особенности

авторского

стиля

и

собственная

11
Практика:

Применение изложенного в теории к конкретному произведению.

Эмоциональная передача исполняемого произведения.
РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ.
Тема 1.

Унисон.

Практика:

Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение

на примере музыкальных произведений и упражнений распевания.
Тема 2.

Строй.

Теория:

Виды строя (повторение).

Практика:

Проучивание произведений по партиям (следить за чистотой

горизонтального строя, слитным пением внутри каждого голоса). Работа над стройным
звучанием между голосами (вертикальным строем).
Тема 3.

Ансамбль.

Практика:

Работа

над

различными

видами

ансамбля

при

разучивании

музыкальных произведений.
Тема 4.

Многоголосие.

Теория: Особенности многоголосного пения.
Практика:

Разучивание многоголосных произведений. Пение дуэтами, трио,

квартетами (временными группами).
Тема 5.

Пение a capella.

Практика:

пение различных музыкальных произведений без сопровождения.
РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ.

Тема 1.

Основные музыкальные термины.

Теория:

Повторение понятий основных музыкальных терминов.

Тема 2.

Средства музыкальной выразительности.

Теория:

Мелодия, аккомпанемент, фактура, интонация, фигурации как

средства музыкальной выразительности.
Практика: Разбор средств музыкальной выразительности в разучиваемых
произведениях.
Тема 3.

Ритм и длительности.

Теория:

Пунктирный ритм и синкопы.

Практика: Хлопанье ритма музыкальных произведений с условным названием
длительностей (четверти – «та», восьмые – «ти-ти»).
ТЕМА 4.

Графическое изображение мелодии.

Теория:

Восходящее и нисходящее движение мелодии.

12
Практика: Просмотр нотного текста изучаемых произведений и выявление
направления движения мелодической линии (восходящее или нисходящее). Рисование
мелодических линий на слух.
Тема 5.

Лад и тональность.

Теория:

Повторение понятия

«лад». Мажорный и минорный лад как

показатель настроения музыки.
Практика:

Определение лада в разучиваемых произведениях.
РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ.

Практика:

Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций

на развитие актёрских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка
некоторых изучаемых музыкальных произведений.
РАЗДЕЛ 6. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Практика: Выступления на концертах, тематических вечерах, конкурсах.
Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков на практике.

13
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.

Кабинет для теоретических и практических занятий.

2.

Фортепиано.

3.

Сцена.

4.

Зеркала.

5.

Музыкальный центр.

6.

Комплект CD.

7.

Нотные сборники.

8.

Учебно-методическая литература, словари, справочники.

9.

Концертные костюмы.

10.

Микрофоны, микшерный пульт, колонки.

14
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- особенности певческой установки;
- упражнения на тренировку певческого дыхания;
- дыхательную гимнастику Стрельниковой;
- основные упражнения артикуляционной гимнастики;
- упражнения на сглаживание регистров;
- основные правила орфоэпии;
- особенности произнесения гласных и согласных звуков при пении;
- несколько примеров скороговорок;
- упражнения на распевание и настройку голосового аппарата;
- приемы разучивания музыкального произведения, работы над текстом и
художественным образом;
- технологию работы над художественным образом;
- закономерности и приемы работы над многоголосием;
- основные средства музыкальной выразительности;
- музыкальную терминологию;
- основные длительности нотной грамоты;
- историю жизни и творчества зарубежных композиторов разных эпох
(барокко, классицизма, романтизма), современные музыкальные
направления;
- особенности сценического костюма и концертной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- использовать приобретенные вокально-хоровые навыки при разучивании
музыкальных произведений;
- подготавливать речевой и голосовой аппарат к вокальной работе и
полноценному звучанию;
- добиваться активной работы языка, губ, ровного спокойного выдоха;
- добиваться мягкого, кантиленного звучания, ровности гласных;
- работать над слитным унисоном и многоголосием;
- самостоятельно работать над текстом;
- чисто интонировать;
- работать над художественным образом разучиваемого произведения;
- видеть в нотном тексте направление движения мелодии;

15
- отбивать ритм;
- определять лад и характер музыкального произведения;
- различать музыкальные произведения по эпохам;
- анализировать свое и чужое исполнение;
- исполнить несколько концертных номеров.

16
КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ
Диагностика уровня развития художественного вкуса
В структуре диагностики можно выделить множество различных компонентов, но
задача состоит не в том, чтобы выявить их как можно больше, а в том, чтобы найти
стержни, такие составляющие, которые отражали бы самое существенное. Но они не
могут быть независимыми, а только взаимосвязанными. Этих основных компонентов три.
Рассмотрим каждый из них.
Музыкальный опыт школьников – это наиболее видимый, самый первый «слой»,
дающий общее представление об интересах ребенка, его предпочтениях и широте
кругозора. Возможна беседа с каждым учеником или анкетирование со следующими
вопросами:
1.

Как ты относишься к музыке?

2.

Для чего музыка нужна в жизни?

3.

Любишь ли ты петь дома?

4.

Какую музыку ты недавно слушал с родителями? Где?

5.

Какие музыкальные передачи тебе нравятся?
При этом основными критериями выступают:
- уровень общей осведомленности о музыке;
- наличие интереса;
- мотивация обращения ребенка к музыке.
2. «Художественная живость». Этот компонент связан с духовным постижением

искусства, с

воспитанием особенных

качеств

его восприятия. Прослушиванию

музыкального произведения предшествует разговор с детьми о том, что музыка
сопровождает всю жизнь человека, она способна помочь человеку в жизненной ситуации.
Далее предлагается прослушать музыку и ответить на следующие вопросы:
1. Какие эмоции вызвала у тебя эта музыка?
2. Как она могла бы повлиять на людей?
3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам?
Основные критерии:
- наличие особого «чувства музыки»;
- умение определять характер музыки на слух;
- способность воспринимать музыку как живое искусство.
3. Саморазвитие школьников через творчество. Творчество – это не внешнее
выражение

деятельности,

а

глубинное

стремление

личности

к

духовному

самоопределению – через искусство. Уровень творческого развития определяется путем

17
наблюдения за детьми. Возможно предложение инсценировки какой-либо ситуации или
театрализованной постановки произведения. После этого следует беседа с каждым
учеником. Вопросы могут быть следующими:
1. Удовлетворен ли ты ролью?
2. Каковы твои впечатления?
3. Каким ты себя чувствовал?
4. Какую роль выберешь в следующий раз?
Критерии таковы:
- какую роль ребенок выбрал;
- как он действует (сам придумывает образ или четко следует указаниям
руководителя);
- насколько он оригинален и выразителен.
В целом диагностика позволяет получить развернутое представление об уровне
сформированности художественного вкуса и о динамике его развития.
Общие критерии оценивания.
Измерение уровня развития того или иного компонента диагностики может
осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и
социальными. В область измерения психологическими критериями попадают прежде
всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных
образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения.
Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, точнее, тот
или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного
вкуса. Он проявляется и в свободном выборе детьми произведений искусства для
удовлетворения интересов, и в оценке различных явлений искусства и жизни, и в
результатах любой деятельности, особенно художественно-эстетического творчества.
Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести
наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с
эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая
воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе
поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с
людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду
- все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности
человека.
Определение уровня развития художественного вкуса школьников помогает
сделать

работу

по

формированию

детской

личности

более

определенной

и

18
целенаправленной. А основную цель необходимо видеть в том, чтобы в ребенке
органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного
вкуса с развитой способностью к суждению и оценке результатов творческой
деятельности.

19
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Е.Е. Театральные игры. – Ек., 2002.
2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей пения
общеобразовательной школы. – М., 1978.
3. Апраксина О.А Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
4. Багадуров В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе. – М., 1955.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Ек., УГПИ, 1992.
6. Блейс О.С. Всё о музыке. – М., 2001.
7. Вайполина Т.В. Вокально-хоровая деятельность как средство развития творческих
способностей // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски
/ Под ред. К.П.Матвеевой. – Ек., 2004.
8. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М., 1995.
9. Вербов А.М. Техника постановки голоса. – М., 1961.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
11. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
12. Вопросы вокально-хорового развития школьников: интонация и строй. Сост. Б.Э.
Биринская. – Л., 1977.
13. Геращенко К.Ю. Творческое развитие детей на уроке музыки // Музыкальное
образование детей и юношества: проблемы и поиски / Под ред. К.П. Матвеевой. –
Ек., 2003.
14. Горская И.Ю. Распевание в хоре. – Ек., 1999.
15. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.
16. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972.
17. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. – М., 1991.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
19. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. –
Владимир, 1972.
20. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя/Сост. В.И.Викторов-М.,
1981.
21. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М., 1977.
22. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М., 1986.

20
23. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Изд. 3-е.
Рис. Г.Вольского. - М.: Детская литература, 1976.
24. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л., 1939.
25. Малинина Е.М. Тайны вокальной речи. Л., 1999г.
26. Михайлова А.Н. Ребёнок в мире искусства. М., 1998г.
27. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л., 1998г.
28. Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968.
29. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М., 1966.
30. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников. М., 2001г.
31. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М., 2000г.
32. Попова Т. О музыкальных жанрах. – М., 1986.
33. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М.,
1991.
34. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с
методологических позиций. - М., 1999.
35. Юссон Р. Певческий голос: Исследование основных физиологических и
акустических явлений певческого голоса. – М., 1974.

21
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анянова И.В. Рабочая программа как проект для реализации в образовательном
проессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ.Нижний Тагил, 2008.
2. Пашкова А.С. методическое пособие к программе вокального ансамбля «Ассорти».
-Екатеринбург, 2006.
3. Пашкова А.С. Программа вокального ансамбля «Ассорти».-Екатеринбург, 2006.
4. Ульева И.Е. Если Вы любите петь. Монография.-М.
5. Усарева Н.В., Устьянцева С.Ю. Эстрадный вокал. - Камышлов, 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».