ДООП STEM вода

Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 3»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
РЖД лицея № 3
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
РЖД лицея № 3
_________А.А.Кургашев
Приказ № 169
от «28» августа 2024 г.

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СТЭМ Вода»
Программа предназначена для детей 7 – 14 лет
Срок реализации программы – 1 год

РЖД
ЛИЦЕЙ № 3

Подписано цифровой
подписью: РЖД ЛИЦЕЙ № 3
Дата: 2024.12.17 08:48:18
+05'00'

Составитель: Кожевникова К.В.
учитель РЖД лицея № 3

Екатеринбург, 2024

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цели

3

3.

Задачи

4

4.

Методы и приемы работы

4

5.

Виды занятий

5

6.

Ожидаемые результаты

5

7.

Формы организации итоговой аттестации

6

8.

Содержание образовательной программы

6

9.

Календарно-тематическое планирование

7

10.

Литература

8

11.

Интернет ресурсы

8

2

Пояснительная записка
Срок реализации программы – 1 год, с учетом того, что целью изучения является поистине уникальное вещество – вода, которое является одновременно самым неизвестным; кроме
того, программой предусматривается большое количество практических экспериментальных
работ, подготовка и проведение театрализованных постановок, игровых мероприятий и т.д.
Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний по теме «Вода», на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе;
способствует проведению специализации в области защиты окружающей среды. Программа
ориентирована на выбор естественно-научного, химико-биологического профилей обучения,
обеспечивает возможность формирования у учащихся умений самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности в процессе изучения строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества.
Изучение курса способствует реализации общекультурного компонента содержания
химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления
о мире и месте человека в нём.
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых вопросов. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Вода - это подлинное чудо
природы. Рассмотреть особые, уникальные свойства воды возможно только во внеурочной деятельности, на занятиях кружка.
Программа основывается на межпредметных связях химии, биологии, природоведения,
естествознания, экологии, физики, географии, литературы и искусства. Привлечение дополнительной информации дает возможность сформировать понимание значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и
укрепления здоровья, позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить
их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Изучение строения и свойств воды можно и необходимо использовать для формирования универсальных учебных действий учащихся, для повышения эффективности знаний
школьников о законах и явлениях природы, умения обобщать и систематизировать их.
Работа по данной программе дает возможности для творчества обучающихся, они сочиняют рассказы, сказки, стихи о воде, готовят рефераты, доклады, буклеты, занимаются проектной деятельностью. Учащиеся проводят исследования свойств воды, принимают участие в
конкурсах, конференциях различного уровня.
Данная программа дает возможность руководителю кружка и обучающимся заниматься
самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам исследования
свойств воды, значения воды для человека, влияния качества воды на здоровье человека.
Цели:
• формирование познавательного интереса к химии, дисциплинам естественнонаучного
цикла;
расширение и углубление знаний по теме «Вода»;
• развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе;
• отработка практических умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
3

• совершенствовать навыки химического эксперимента;
• подготовить учащихся к практической деятельности;
• создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой
информации,
подготовки
презентаций,
защиты
своих
работ,
проектов.
Воспитательные:
• развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
• сформировать ответственное отношение к природе.
Развивающие:
• развивать познавательные интересы и творческие способности;
• формировать научную картину мира.
Методы и приемы работы:
• сенсорное восприятие (лекции, презентации, просмотр видеофильмов, СД);
• практические (лабораторные работы, эксперименты);
• коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры, совместная работа над проектами).
Виды занятий:
• Комплексные занятия – лекции с демонстрационным экспериментом, сообщения
учащихся
• Практические занятия.
Проведение экспериментов помогает детям соединить получаемые знания в единую
систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат
способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.
• Занятия с применением электронных презентаций, подготовленных педагогом
и учащимися
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
• Акции.
Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например,
такой, как очистка родников. Индивидуальные проявления детей в практической
природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
•

•
•

Коллективные творческие работы.
Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
Праздники. День воды, КВН, интеллектуальные мероприятия и др.
Обобщающие занятия - защита творческих работ, презентаций, проектов позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

Ожидаемые результаты
После изучения программы данного курса учащиеся должны научиться:
• Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
• Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях, в Интернет
- источниках
• проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
• работать в группах;
4

проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
писать рефераты, готовить презентации, в соответствии с требованиями.
Формы организации итоговой аттестации:
• Защита творческих работ и проектов.
• Интеллектуальная игра.
• Соревнование.
• Выступления в театрализованных мероприятиях.
• Представление результатов исследований.
• Подготовка моделей, поделок к выставкам.
• Зачет.
•
•

Учебно-тематический план
№
разделов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Название тем
Вводное занятие
Вода на Земле
Вода за пределами Земли
Исторические факты, легенды и мифы
Состав воды
Свойства воды
Аномалии воды – «Почему лопнула
бутылка?...»
Вода – растворитель
Вода в литературе и искусстве
Значение воды. Вода на службе человека.
Очистка природной воды
Охрана водных ресурсов
Итого

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

5
5
5

1
1
1

1
1
1

1

1
1
34

1
1
34

1
1
19

1

Содержание образовательной программы.
(1 год обучения - 34 часа)
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего
места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Правила техники безопасности нахождения в кабинете химии, проведения экспериментов, работы с нагревательными приборами, с электрическим током, с реактивами
Тема 2. Вода на Земле.
Вода - самая важная в природе жидкость. Вода на земном шаре. Водная оболочка Земли. Появление воды на Земле. Круговорот воды. Вода морей и океанов. Вода ледников, айсбергов.
Практическая работа: Круговорот воды.
Сообщения учащихся: Вода морей и океанов. Вода ледников, айсбергов.
Тема 3. Вода за пределами Земли.
5

Вода в Солнечной системе. Жидкая вода в Солнечной системе и предположения о существовании внеземной жизни.
Тема 4. Исторические факты, легенды и мифы
Тема 5. Состав воды.
Устойчивые изотопные разновидности воды. Вода - простейшее устойчивое соединение водорода с кислородом. Вода легкая и тяжелая, нулевая, радиоактивная вода. Структурированная вода. Строение молекул воды. Примеси природной воды.
Тема 6. Свойства воды.
«Самый важный минерал на Земле, без которого нет жизни». Вода - «жизненный» растворитель.
Практическая работа: Физические свойства воды.
Практическая работа: Химические свойства воды.
Взаимодействие воды с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие воды с неметаллами. Гидролиз. Электролиз воды. Фотосинтез – важнейшая реакция на Земле.
Тема 7. Аномалии воды.
Аномалия поведения при охлаждении. Аномалия плотности. Аномалия теплоемкости. Поверхностное натяжение воды. Взаимодействие воды с фтором. Опыты Эмото Масару.
Вода в литературе и искусстве.
Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях.
Вода-река - Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по
берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас
плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде
мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения
книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"
В литературе вода помогает представить смену времен года (особенно ярко в стихах
Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления.
Вода в фольклоре.
Многие русские сказки начинает сказочный зачин: "На море – океане, на острове Буяне…"
Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.
Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи
и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.
В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь
помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.
Очистка природной воды.
При несоответствии воды стандарту «Вода питьевая» возникает необходимость улучшения её качества. Способы и методы обработки воды на водопроводной станции, также, как и
состав сооружений по водоочистке, зависят от свойств воды водоисточника. Под улучшением
качества воды понимают комплекс мероприятий, направленных на осветление (устранение
мутности воды), обесцвечивание (устранение цветности воды) и обеззараживание (освобождение воды от патогенных микроорганизмов).
6

В отдельных случаях прибегают к использованию специальных методов обработки воды: опреснению, умягчению, обезжелезиванию, фторированию.
В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Механическими методами удаляют грубые дисперсные примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек.
Этими методами удаляют нерастворимые примеси из бытовых стоков – до 60%, из промышленных – 95%. В настоящее время наибольшее распространение получили хлорирование,
озонирование и облучение воды ультрафиолетовыми лучами.
Значение воды. Вода на службе человека.
Заселенная живыми организмами наружная оболочка нашей планеты – биосфера является
вместилищем жизни на Земле. Её первоосновой, ее незаменимым компонентом является вода.
Вода - это и строительный материал, который используется для создания всего живого, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма
вредные для него вещества, и уникальный транспорт, снабжающий биологические структуры
всем необходимым для нормального протекания в них сложнейших физико-химических процессов.
Водные растворы. Как приготовить раствор заданной концентрации?
Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации»
Проблема пресной воды.
Пресная вода – один из наиболее важных для человека природных ресурсов. Возобновление пресных водных ресурсов происходит благодаря всем известному круговороту воды.
В год с поверхности земли испаряется приблизительно 525 тыс. куб. м. воды, причем большую часть водяного пара, а именно 86%, нам дают океаны и моря. На суше испарение жидкости достигает до 1250 мм в год. Но стоит отметить, что половина образуется в результате выделения излишков влаги растениями, так называемой транспирации. Эта естественная природная дистилляция использует 20% солнечной энергии. Водяной пар в виде осадков выпадает на землю и вновь пополняет океаны, моря, ледники, поверхностные и подземные воды.
Пресные воды, как ни странно, составляют лишь 2% гидросферы. Они способны постоянно
возобновляться, что является очень хорошим показателем. Скорость возобновления пресных
вод определяет доступность ресурсов человеку. 85% таких вод сосредоточено, конечно же, в
ледниках. Скорость водообмена в них достигает до 8000 лет, это меньше, чем в самом океане.
Что касается же поверхностных вод суши, то они могут обновляться быстрее раз в 500, чем
океанские. А вот обновление речных вод происходит всего лишь за 10, максимум за12 суток.
Воды рек имеют для человека наибольшее практическое значение.
Один из важнейших источников пресной воды для человека – реки. Но на сегодняшний
день мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой пресной воды. Многие реки в настоящее
время транспортируют промышленные отходы, которые, к сожалению, попадают в океаны и
моря. Использованная пресная вода возвращается человеком в реки в качестве сточных вод.
Рост очистных сооружений сегодня отстает от нормы потребления воды. Но это не самое
страшное, все еще впереди!
Использованную в промышленности воду невозможно очистить до конца. Большинство
растворенных неорганических соединений и около 10% органических вредных веществ оседают в чистых сточных водах. Такую воду можно будет потреблять только после неоднократного смешивания с чистой природной водой, поэтому тут важно соотношение количества
сточных, даже очищенных, и речных вод.
Проблема пресной воды заключается в следующем: это, прежде всего, ухудшение ее качества. Вода становится непригодной для употребления, то есть приготовления пищи и питья.
Литература:
7

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Андерсен Г.Х. «Капля воды»
Белянин В. С., Романова Е. Н. Жизнь, молекула воды и золотая пропорция // Наука и
жизнь, 2004, № 10. Естествознание. Под ред. Суравегиной И.Т. М. «Просвещение», 2000 г.
Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1/Сост.В.А. Крицман. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1993. – 192с., 8 л. Ил.
Леенсон И.А. Удивительная химия. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 176 с. – (о чём умолчали учебники).
Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,
1990. – 112 с.: ил.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. Второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.
Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков: Научно-популярная
лит-ра / Рис. Т. Коровиной и Е. Суматохина; фотогр. Л. Чистого. – М.: Дет. Лит., 1987. – 127
с., ил. – (Знай и умей).
Интернет ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

http://school.saratov-rcdo.ru/course/view.php?id=35#section-48
http://vodamama.com/
http://www.watermap.ru/articles/fizicheskie-svojstva-vody
http://www.o8ode.ru/article/water/udivit/waterubnormal.htm
http://www.rosinka.vrn.ru/aqua/aqua/lit.html

6.

file:///F:/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%
B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%20(E)/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D0%96%D0%B8%D0%B2%
D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%92%D0%BE%D0%
B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%
BA%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BC%D0
%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.html

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».