Техническое черчение

Частное общеобразовательное учрежден ие
((Школа­интернат Ng13 среднего общего образования ОАО кР}КД>

принятА

УТВЕРЖДАЮ

На заседании

И.о. директора школы­и нтернат Nэl_З

Педа гогического совета

Протокол
n

Mn

J/, ol

)

ДО

С.В.Мельничук

2о2tг

П ОЛ Н

ИТЕЛ

Ъ

Н ДЯ О Б

ЩЕО

Б

РДЗО ВДТЕЛ

m ехн чч еск| ой н а п ра вл е н н

к

Ъ

Н ДЯ П РО Г РД М

МД

осmч

Технuческо е qЕ РЧЕ НИЬ)

Возраст обучающихся: 11­15 лет
Срок реu}лизации: 1 год

Автор:
Кораблёва Вера Васильевнао
педагог дополнительного образования

Екатеринбур., 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
.ЩОПОлнительная общеобрЕ}зовательная программа ­ дополнительная
общеразвивающая про|рамма (далее программа) <<Черчение>> имеет
техническую направленность, так как нацелена на подготовку
подрастающего поколения к освоению (языка техники), чтению и
выполнению р€
внообразных

чертежей.

ПРОГРамма модифицирована, составлена на основе федерального
ГОСУДарсТВенного образовательного стандарта основного общего
образования, с учетом примерной программы по учебному предмету
<<Черчение>> (авторы: А.,Щ. Ботвинников, И.С. Выцнепольский, В.А. Гервер,
М.М. Селиверстов).
Уровень освоения программы ­ общекультурный (базовый) уровень.
Актуальцость программы

Освоение ДОП <<Черчение>> ,[олжноэ обеспечить
обеспечить создание условий для
познавательных
интерЬсов
обучающижся)
их готовности к
р€
tзвития
СОЦИЕtлЬнОЙ адаптации, профессиональноЙ ориентации, самообразованию и

самосовершенствованию;

расширение знаний обучающихся о
ГеОМеТриЧеских фиryрах и телах; р€
lзвитие пространственных представлениЙ

И воображения, пространственного и логического мышления, творческих
СпособностеЙ обучающихся; формирование умений и навыков чтения и
выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций
различной степени сложности; привитие обучающимся графической
кулътуры.

отличительной особеннос
своей она способствует

ф"о,,;""Т";т'i"у#l;ж;J?#:rн#i

осВоению (языка техники), чтению и выполнению разнообр€
вных чертежей.
В отличие от общеобразовательной, программа !ОП (ОФП) направлена
на
СОДеЙСтвие активному рЕIзвитию пространственных представлений,
пространственного воображения; логического и технического мышления;
познавательных и творческих способностей обучающихся.

Формы организации оОрчr{rчтельного процессr, (индивидуЕlJIьные,
гРУпПоВые, работа в парах) и вudьl заняmuЙ по про|рамме определяются

содержанием программы и предусматривают практические занятия.

Сроки реализации образовательной программы

занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, процрамма рассчитана на
3б часов,3б учебных недель.
]

ВОЗРаСт детей, участвующих ч ре€
вовательной
tлизации данной общеобр€
ПРОГраМме: принимаются все желающие, без ограничений; 11­15 лет. Срок
освоения программы ­ 1 год.

Год
Обучения

Продолжительность количество всего часов
Всего
одного занятия
занятий
в неделю
часов в год
в неделю

I год обучения

40 минут

1

1

зб

1. Idель и задачи программы
f{еЛЬ: СОЗДать условия для обучения подростков навыкам чтения

и

ВЫПОЛНеНИЯ ЧеРТежеЙ деталеЙ и сýорочных единиц посредством выполнения
практических проектов и задач.

Задачи программы:
воспитательные:

­ фОРмироВание целостного мировоззрения, учитывающего культурное
многообр€
вие

­

современного мира;

фОРrИРОВание осознанного, уважительного

и

отношения к другому человеку;
­ формирование готовности и способности вести ди€
tлог;

доброжелательного

­

форrирование коммуникативной компетентности в общении и
СОТрУДНичестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной

деятелъности;

­ фОРмиРоВание осознанных устойчивых эстетических предпочтений

и

ориентациина искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Образовательные и р€
lзвивающие
­ отличать верно выполненное задание от неверного;
­ делать предварительный отбор источников информации;
­ ДОбЫвать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
­ уметь пользоваться чертежным языком;
­ слушать и понимать высказывания собеседников;
­ согласованно работать в группq (учиться планировать работу в группе,
УчиТЬся распределять работу между участниками проекта, понимать общую
задачу проекта и точно выполнять свою часть работы);
­ работать по предложенному плану;
­ Совместно с учителем и другими учениками давать эмоцион€
tльную оценку
деятельности класса на уроке;
­ ОРиентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
:

2.

Планируемые результаты освоения программы

Содержание рабочей программы направлено на достижение
планируемых результатов освоения выпускниками основной школы

программы по черчению.
требования к результатам освоения основных образовательных программ
СТРУКТУРИРУЮтся по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуаlrьные, общественные и государственные потребности, и
включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
л uчносmные резvльmаmьt:
фОРМиРоВание ответственного | отношения к учению, готовности и
СПОСОбНОСти обучающихся к сам9рiввитию и самообр€
вованию на основе
МОТИВаЦИИ к обучению и познанию, выбору дальнеЙшего образования на
баЗе ОРиенТировки в мире профессий и профессионаJIьных предпочтений,
ОСОЗНанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учетом устойчивых познавательных интересов;
­ фОРМИРОВание целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню р€
lзвития науки и общественной практики;
­ фор*ирование коммуникативной компетентности
общении
СОТРУДНиЧестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
ОбЩеСтвенно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
­ УМеНие ясно, точно, црамотно изJдагать свои мысли в устной и письменной
РеЧИ, ПОниМать смысл поставлеНноЙ задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
­ Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
выскuвывания, отличать гипотезу от факта;
­ Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при
решении графических задачi
­ умение контролировать процесс и результат учебной графической
деятельности;
­ СПОСОбнОсТЬ к эмоционаJIьному восприrIтию графических объектов, задач,
решений, рассуждений.

­ УМеНие саМостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;
­ УМение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

­ УМеНие оценивать правильность выполнения учебной задачи,

ее

объективную трудность и собственные возможности ее решения;
­ ОсоЗнанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, устаIIовления аналогий, классификации;

4

­ умение устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое
рассуждоние, умозаключение (индуктивное, дедуктивнOе и п0 аналOгии) и
выводы;

­ умение создавать, применять и преобразовывать знаково­символические

СРеДСтВа, Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

­

УМеНИе ОрГанизовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
фУНКции и роли участников, общие способы работы; умение работать в
ГРУППе: НаХОДиТЬ общее решение и р€
врешать конфликты на основе

СОгЛасоВаНия позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

­ фОРмироВание и р€lзвитие компетентности в области использования

информационно­коммуникационных технологий (икт­компетенции);
­ фОРМИРоВание представлений о черчении как об универс€tльном языке
техники;
­ УМение видеть графическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
­ УМеНИе ПониМать и использовать графические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
­ ПОНИМание сущности €
tлгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным €
lJIгоритмом;
­ Умение Планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера.

П pedMemHble

езvльmаmьt :
­ формирование понятий о чертежах в системе прямоугольного
Проециро вануIя, правиламивыполнениrI чертежей, приёмов построения
СОПРЯЖеНИЙ, основными правиламивыполнения и обозначениясечений и
р€
врезов, условности изображения и обознач ениярезьбы;
­ фОрмирование представлений о выполнении техншIеского
рисунка и эскизов,
ИЗОбражениЙ соедлнениrI дога.пей, особенностл( выпоJIненIй строительных
чертежеи;
­ овладение рацион€
tпьным использованием чертежных инструментов;
­ фОРМиРОВание умений и навыков анализировать форму предметов в натуре
и по их чертежам;
­ формирование умений и навыков читать и выполнять чертежи и наглядные
иЗОбражения несложных предметов, выбирать необходимое число видов на
чертежах;
­ фоРмирование умений осуществлять несложное преобр€
вование формы и
р

пространственного положения предметов и их частей;
­ фОрмирование умений применять графические знания в новой ситуации при
решении задач с творческим содер}Fанием;
­ формирование представлений о сборо.шrьп< черtеж€
ж и gгроительные чергежи,
поJIьзок}ться ЕСКЩ и справо.пrой rлrгерац.рой

3. Содержание программы

Введение (1 ч)
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном
МИРе. ВИДЫ графических изображений: рисунки, наглядные изображения,
ЧеРТеЖИ, СХеМЫ, графики, диагра}{мы. Чертеж как основноЙ графический
истории развитilя чертежа. Современные технологии
документ.
выполнения чертежей.
инструменты, принадлежности и матери€tлы для выполнения чертежей.
Организация рабочего места.
1. Основные правила оформления чертежей (5 ч)

Из

Понятие о государственныХ стандартаХ Ескд. Форматы, ИХ
н€
вначение. Оформление ученического формата А4 рамкой и основной

надписью.

ЛИНИИ черТежа: основная сплошная толстая, сплошная тонкая

штриховая, штрихпунктирн аяi их параметры, назначение.
ЧеРТеЖНЫй стандартный шрифт. Особенности чертежного шрифта;
номера шрифта; прописные и строчные буквы; зависимость параметров букв
от номера шрифта.
ОСНОВНЫе правила нанесения р€
вмеров (размерная, выносная линии,
СТРеЛКа, РаЗМерные числа, габаритные рЕtзмеры, рационutльность в нанесении
размеров; знаки диаметра, радиуса, квадрата; размеры окружностей, дуг и
углов; последовательность нанесения р€}змеров).

МаСШТабЫ, их применение, обозначение; зависимость р€вмеров

изображения от использованного масштаба.
<<ПЛОСКИе) ДеТали) их особенность, нu}значение, изготовление; анализ
ИХ ГеОМеТРИЧеСКОЙ формы. Анализ графического состава изображения.
АЛГОРИТМ Построения чертежа <<плоской>> дет€
lли, нанесения размеров,
обводки.
Чтение и выполнение чертежей (плоских>> деталей.

2. Способы проецирования (7 ч)
ПОНЯТие о проецировании. Виды проецирования. Параллельное

ПРяМоУгольное проецирование на одну (фронта"гrьную) плоскость проекций,
ее ПОлОЖение в пространстве, обозначение. Понятия: <<фронт€uIьн€uI
ПРОекция>, ((вид спереди>), <<главный вид>). Выбор главного вида, его
ОПРеДеЛеНие. Построение чертежа главного вида дет€
tлгоритму.
rли по €
Анализ геометрической формы деталей и графического состава изображений
их главных видов.
Проецирование
на две взаимно перпендикулярные плоскости
ПРОекциЙ. Понятие горизонтальноЙ плоскости проекций, ее обозначение;
совмещение горизонтальной и фронтальной плоскостей проекций;
образование комплексного чертежа (эпюр Г. Монжа); оси проекций ХиY;

р€
вмеры, откладываемые по ним; линии проекционной связи (проекции
прOецирующих лучеЙ). Понятия шOризOнтальная проекция), (вид сверхр.
Положение вида сверху относительно вида спереди (главного вида).
Расположение видов на чертеже.

моделирование из объемных и плоских готовых элементов,
пластилина, бумаги. Проволоки по наглядным изображениям, словесному

описанию геометрической формы детаJIи, по чертежам.

Фронтальная диметрическая и

прямоугольная изометрическая
откладываемые по осям. Длгоритм
построения диметрической и изометрической проекций плоскогранных
проекция: расположение осей; р€
lзмеры,

предметов.

Алгоритм построения наглядного изображения детали, форма которой
образована сочетанием прямоугольных параллелепипедов, По ее
комплексному чертежу.
Изометрические проекции геометрических фигур (треугольник,
шестиугольник), расположенных в плоскостях проекций. Алгоритм
ПОСТРОеНИЯ По комплексному чертежу многогранников, рЕlзлично

РаСПОЛОЖенных в пространстве (с цередней или задней грани, с верхнего или

нижнего основания).
ОКРУЖНОСть

в

изометрической проекции; €
rлгоритм построения.
Построение цилиндра и конуса, основания которых лежат в плоскостях
проекций; дета­пей, образованных сочетанием рЕlзличных геометрических тел.

3. Чтение и выполнения чертежей

(8 ч)

АНаЛИЗ гРафического состава проекций основных геометрических тел,
рuвличнО расположенных в пространстве, и видов деталей (главного и
сверху). Анализ геометри"..*ой формы деталей по ее чертежу.
АЛГОриТМ построения компriексного чертежа, представленного двумя
видами, нанесения рi}змеров, обводки.

ПРОеЦИРОВание на

три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций. Понятие профильной плоскости проекций, оо обозначение;
СОВМеЩеНИе пРофильноЙ плоскости проекциЙ с фронта­гlьной; ось Z ­ ось
ВЫСОТ. ПОНятия <профильная проекция)>, ((вид слева); положение вида слева
ОТНОСИТелЬно видов спереди и сверху. Нанесение размеров на чертежах,

представленных тремя видами.
АНаЛиз графического состава проекций основных геометрических тел,
Р€
ВЛично расположенных в пространстве, видов деталей (главного, сверху,
слева). Анализ геометрической формы дет€Lли по ее чертежу.
Алгоритм построения чертежа, представленного тремя видами,
НаНеСеНИЯ РаЗМеров, обводки. Алгоритм построения по двум заданным видам
третьего.
Установление необходимого количества видов для выполнениrI
чертежа дет€
ши.

7

Построение на комплексном чертеже проекций точек, заданных на
поверхности основных геометрических тел, рitзлично расположенных в

пространстве, и на поверхности деlалей.
Построение чертежа группы геометрических тел.
Понятие эскиза; его особенности; сходство и р€tзличие с комплексным
чертежом; алгоритм выполнения эскиза детЕtли.
ГеОметрические построения. Щеление отрезка, угла, окружности на
равные части. Построение правильнцх многоугольников.
Сопряжение двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей.
Чтение чертежей, представленных одним, двумя и тремя видами.
Элементы конструирования; преобразование формы и изображений
предметов; решение занимательных, р€
}звивающих и творческих задач.
Построение на наглядных изображениrIх геометрических тел и
технических дет€tлей точек, лежащих на их поверхностях.
Понятие технического рисунка; сходство и р€
lзличие технического
И
аксонометрической
проекции;
способы
передачи объема
РИСУнКа
(ШРаффироВка, штриховка и т.д.). Алгоритм выполнения технического
рисунка.

4. Сеченияи разрезы

(5 ч)

НаЗначение сечений, их получение; определение сечений; обозначение
СеКУЩИХ ПЛОСКОСТеЙ и фигур сечениЙ; расположение фигур сечениЙ на поле
ЧеРТеЖа. Сечения выносные и н€
tложенные. Графическое обозначение
МаТери€
tпов в сечениях. Алгоритм построения сечений и чертежей,
содержащих сечения.
Простые разрезы (фронтальные, горизонт€
lJIьные, профильные), их
ОбРаЗОвание, нzвначение; изображение
чертеже, обозначение,
ОПРеДеЛеНие. СхоДства и р€
вличиясечениЙ и разрезов. Алгоритм построеншI
простого разреза и чертежа, содержащего простые р€
врезы. Выбор р€
вреза в
зависимости от симметричности дет€tJIи.
СоеДинение части вида и части разреза*, половины вида и половины

на

разреза.

Местные рЕ}зрезы. Разрезы в аксонометрических проекциях.

5. Сборочные чертежи

(8 ч)

Общие сведения о соединении деталей. Виды типовых соединений

Неразъемные соединения] (сварка, клепка, клей, пайка, сшивание).
Разъемные резьбовые (болтовое, винтовое, шпилечное) и нерезьбовые

Дета_гlеЙ.

(шпоночное, штифтовое) соединения, понятия стандартизации

взаимозаменяемости деталей.
Изображение и обозначение резьбы

и

на чертежах. Изображение и
обозначение метрическойрезьбы на стержне и в отверстии. Чертежи
болтовых и шпилечных соединений по правилам сборочного чертежа.

Общие

сведения о

сборочных

чертежах. Сходство

и
чертежей
изделий
и чертежей деталей.
р€
lзличиесборочных
Разрезы на сборочных чертежах, сечения. Местные разрезы.
размеры на сборочных чертежах. Масштабы. Условности и упрощения
на сборочных чертежах. Спецификация.
Порядок чтения чертежей несложных сборочных единиц.

ПОнятие о деталировании. Установление размеров дет€
lJIи

использованием масштабного треугольника.

с

4. Тематическое плапирование

Nь

L

наименование
разделов и тем
Оформление
чертежей

Час

9ч.

Краткое содержание Практическая
теоретической части работа
на

урока

Введение. Начало 1ч.

Значение черчения

)пrения

практической

Yроке

в Сравнение

деятельности человека.

Краткие сведения об
истории
р€
ввития
чертежей и их место
среди других видов
графических
изображений.

1.1

Что такое стандарт

2ч.

Понятие

о

государственных
стандартах. Значение
стандарта. Чем вызвано
появление стандартов
на чертежи. Единая
система
конструкторской
документации (ЕСКД).
Форматы (ГОСТ 2.З03­

примеров
изображений.
ознакомление
чертежными
инструментами
и
принадлежност
ями.
Вычерчивание

рамки

и

основной
надписи
чертежа.

68), рамка, основн€lf,
надпись (ГОСТ 2.|04­
|.2

Типы

и

размеры
линий чертежа

68).

1ч.

Линии чертежа (ГОСТ Тренировочные
2.303­68) типы, упражнения на

методика выполнение
размеры,
проведения их
на линий чертежа.

чертежах, назначение.
1.3

Графическая работа 1ч.
J\b

1

Линии
Отработка

чертежа.
навыков

выполнения р€lзличных
типов линий.
|.4

О шрифте.

2ч.

Сведения о шрифтах.
Разновидности

шрифтов. Сведения о
стандартных тттрифтах.
Размеры. Конструкция
букв
и
цифр.

Композиция букв.

выполнение

упражнений на
проведение

р€
}зличных

типов линий.
Анализ
образцов
приведенных
букв
художественны
х
шрифтов.
Конструкция
отсутствующих

букв

в

художественны

х

1.5

1.б

Графическая работа 2ч.
Jю2

Основные правила 2ч.
нанесения р€
вмеров

Чертежный шрифт.
Отработка
навыков
письма
чертежным
шрифтом.

шрифтах

с

соблюдением
своеобразия
стиля письма.
выцолнение
титульного
листа
для
графических
работ
чертежным
шрифтом.

Правила
нанесения Упражнения в
р€
вмеров по ГОСТу написании
2.307­68.
знаков
для
Линейные и угловые нанесеЕия

размеры; размерные и размеров,

выносные
линии'
стрелки,
размерные
числа;
знаки,
применяемые
при
нанесении размеров.
Применение
и
|.7

Графическая работа 2ч.
J\b 3

стрелок,

размерных

и

выносных
линий.

обозначение масштаба.
Нанесение размеров на выполнение
чертежах. Закрепление чертежа
матери€
}ла изученного плоской дет€tли
на уроке по теме: с нанесением
10

<<Основные правила размеров
нанеQения рitзмеровD.

1.8

Композиция чертежа

1ч.

изображений.

Графическая работа 2ч.
Nь4

изменением

масштаба (по

индивиду€
lльны
м
заданиям).
Формат А3.
Размещение
Выполнить
изображений на поле компоновку
чертежа. Компоновка несложного
чертежа.
Этапы чертежа детали.
выполнения чертежей.
соотношения
р€
вмеры поля чертежа и

габаритные

1.9

и

рЕLзмеры

Композиция чертежа Выполнить
дет€
Lли с нанесением самостоятельны
й
расчет
р€
вмеров.
композиции

п.
2.|

Аксонометрически
е проекции

Общие сведения

чертежа,
вычертить
чертеж детаJIи,
нанести
размеры.
10 ч.

1ч.

определения

Построить
аксонометрия. Виды изометрическу
аксонометрических
ю проекцию и
проекций.
диметрическую
Косоугольная
проекцию
прямоугольного
фронтальная
и парaшIлелепипед
диметрическая
прямоугольная
апо
определенным
изометрическая
проекции. Направление размерам.
осей,
показатели
искажения. Нанесение
Определение

D€
}змеDов.

2.2

Построение
аксонометрии
плоской фигуры

2ч.

Аксонометрические
плоских
проекции
Алгоритмы
фигур.
построения. Эллипс как

Упражнения на
построение
аксонометричес
ких проекций
11,

проекция окружности.
Построение

Аксонометрические
проекции
геометрических тел.

2.3

]

Графическая работа 1ч.

2.4

ов€
}ла.

Этапы

1ч.

построения
аксонометрических
проекций
геометрических тел;

Аксонометрические
проекции
геометрических тел.
Закрепление знаний по

J\b 5

теме.

Графическая работа Zч.
Nьб

2.6

III

,

i
i

аксонометрических
проекций объемных
предметов. Нанесение
на
р{вмеров
аксонометрических
проекциях.
Закрепление знаний по
теме:
<<Аксонометрические
проекции)).

Срезы и вырезы на 8ч.
геометрических

телах
3.1

Алгоритм построения

Аксонометрические
3ч.
проекции объемных
предметов.

2.5

технических
рисунках
Понятие
технический
рисунок

плоских ф".ур.
Тренировочные
упражнения на
построение
аксонометричес
ких проекций
геометрических
тел.
Выполнить
аксонометричес
кую проекцию
(изометрию)
геометрическог
о
тела
(индивиду€
шьн
ые задания).
Выполнить
аксонометричес
кую проекцию
объемного
предмета по его
ортогонаJIьным
проекциям.
Выполнить
аксонометричес
кую проекцию
предмета по его
ортогонЕrльным
проекциям.

и

2ч.

понятие

технический Задание

рисунок.

1.

Построить от

Необходимость
его
применения.
Виды
технического рисунка:
линейный и объемно­

руки
правильный
четырехугольни

пространственный.
передача светотени.

фронтальной
плоскости

кна

12

]

з.2

Срезы на пирамидах

и

2ч.

поверхностях
вращения

aa

J.J

Вырезы

на 2ч.

геометрических
телах

i

3.4

Контрольная
2ч.
графическая работа
Nq7

Алгоритм построения проекций
и
технического рисунка.
дOстроить ег0
призмы.
до

Передать
светотень.
Понятие
срез. Выполнить
Характер изображения комцлексный
среза
на
видах. чертеж детали и
Алгоритм построения построить
среза на чертежах укЕ}занные на
чертеже срезы.
детали.
Понятие вырез. Вырезы В
рабочей
на
призматических тетради
формах и цилиндре. построить
Алгоритм построения недостающие
выреза на чертеже проекции
призмы.
Алгоритм выреза
и
построения выреза на выполнить
комплексном чертеже и изометрическу
наглядном
ю
проекцию
изображении.
с
цилиндра
соответствующ
им вырезом.
Вырезы
на Выполнить
геометрических телах. комплексный
Закрепление знаний по чертеж
пройденному материалу геометрическог
о тела и его
данного курса.
изометрическу
ю проекцию.

Педагогические технологии обучения:
­ Технология р€
lзвития критического мышления через организацию
творческой деятельности учащихся

­ Проблемное обучение

­ Технологии групповой работы

Условия и средства формирования универсальных учебных действий:
­ Учебное сотрудничество
­ Совместная деятельность

13

­ Рефлексия
­ Педагогическое общение

Формы работы:

­ Беседао расск€
в, лекция, экскурсия, дидактическая игра
­ Творческая работа, дифференцированные задания, взаимопроверка
­ Практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа
­ Индивиду€
tльная работа, групповая работа, парная работа.

Методы работы:
­ объяснительно­иллюстративный,
­ репродуктивный
­ проблемный

l

­ эвристический
­ модельный
­ программированный

Методы контроля усвоения материала:
­ фронта­пьная устн€
uI проверка
­ индивидуальный устный опрос
­ графическиедиктанты

i

­ письменныЙ контроль (контрольные, самостоятельные и практические

работы, тестирование, письменный зачет).
Учебный процесс осуществляется в классно­урочной форме.

Формы организации учебного процесса:

­
­
­
­

индивидуЕlльные
групповые

фронтальные
классные и внеклассные.

Виды и формы коптроля:

­ промежуточный: самостоятельная работа, работа по карточке, графический
диктант, зачет
­ тематический: контрольная работа, тест, зачет
­ итоговый: контрольная работа, зачет.

14

5. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение

для учителя:
1. 1. Ботвинников, А. Д. Черчение: Учебник для общеобр€}зовательных
УЧРеЖДеНИЙ l А..Щ. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. ­
М.: Астрель)),2018.
2. Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь­сцравочник по черчению
3. Воротников И.А. <Занимательное черчение) ­ М., Просвещение, 2016 г.

4. Пособия по

черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю.
Преображенская. Черчение: рабочие тетради ­ М., Вентана­Граф, 2012 г
5. Карточки­задания по черчению Пособие для учителя. Под ред. В.В.
СтепаковЬt. ­ М.: Просвещение, 1990.

для обучающихся:

1.

Ботвинников,

А. Д.

Черчение: Учебник дця общеобрчвовательных
учреждений l А..Щ. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. _
М.: Астрель),2018.
2. В. И Вышнепольский. Рабочая тетрадь к учебнику <<Черчение>> А. Д.
Ботвинникова, В. Н. Виноградора, И. С. Вышнепольского. ­ Москва:
Астрель,2018.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:

1. Учебные таблицы по р€tзделам предмета.

2. Модели для демонстрации способов рirзрезов и сечений.
З, Инструменты, принадлежности и матери€tлы для черчения:
,Щоска чертежная ученическая с рейшиной (под формат

А4);
Готовальня школьная;
Чертежные угольники с углами 90, 30, 60 и 90, 45,45 градусов;
Транспортир, линейка, лекала для вычерчивания эллипсов;
Карандаши разной твердости (М, ТМ, Т);
Бумага: чертежнulя формат А4, миллиметровая, тетрадь в кJIетку, к€tлька;
Ластик для каран дашаi
Инструмент для заточки карандаша.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».