Изостудия Пилигрим

Частное общеобразовательное учрея(дение
<Школа­интернат NЬ13 среднего общего образования ОАО >
2021г

И.о. директора школы­интернат

J\Гэ 1

3

В.Мельничук

ol

ДОП ОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕОБРДЗОВДТЕЛЬНДЯ П Р ОГРДММД
ху d оlсе с mв ен но й направле нн ос mu
к

о бъ е d

анен ая

И з о с mу d uя к П utl u2р uлD)

Возраст обуrаrощихся: 7­14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор:
Кораблёва Вера Васильевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург,2021 г.

пояснительная записка
Прогрm,rма художественной направленности <Изостудия кПилигрим>, разработана
для дOтей 7­14 лет. Срок реализации прOграммы 3 года.
Программа разработана на основании следующих нормативно­правовых
документов:
Федера.пьный Закон Российской Федерации
29.12.20T2
27З
кОб образовании в Российской Федерации)) в новой редакции;
­ Концепция рtillвития дополнительного образования детей (утверждена
J\Ъ
распоряжением Правительства Российской Федерации от
l726­p);
­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.20|З
J\Ъ 1008 (Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)) ;
­ Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей СанПиН 2.4.4.З|72­14 (утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07,20Т4 JФ 41);
­ Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006 г. М06­1844 кПримерные требования
к программам дополнительного образования детей>;
­ Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. Ns 09­3242 <<Методические
рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые

­

от

М

04.09.2014

програlrлмы)>;

М 1З среднего общего образования открытого
акционерного общества <Российские железные дороги);
­ Локальные акты ЧОУ кШкола ­ интернат J\Ъ 13 среднего общего образования
открытого акционерного общества кРоссийские железные дороги>.
­ Устав ЧОУ <Школа ­ интернат

[Iовизна программы

В программе представлен комплекс занятий с детьми по нетрадиционной
изобразительноЙ деятельности. Программа, способствует рfflвитию нетрадиционньD(
изобразитольных навыков обуrающихся в рисовании и аrrпликации, рtlзвитию творческой
активности, оригинальности и индивидуальности. В системе работы наряду с
разнообразными нетрадиционными методами (набрызг, граттаж, монотипия,
кJIяксография и др.) используются новые и необычные способы нанесения рисунка
идущие в ногу со временем ­ скетч (быстрый набросок), рисование с эффектом
потрескавшегося воска, ватными палочками. Также испопьзуется аппликация из
гофрированноЙ бумаги, с элементЕlN4и коллажа, техника декупаж, квиллинг, рисование с
помощью ладошек, рисование люминесцентным пластилином, совмещение материалов и
техник, все это ново и оригинч}льно для ребёнка.

в

Акryальность данной программы заключается
том, что работа с
матери€
r
лами
в
техник€
l
х
будит
рaх}личными
разнообразных
фантазию, рtввивает
эстетическиЙ вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое
значение для всестороннего рtlзвития ребенка. Содержание программы характеризуется
разнообразием материаJIов, используемьIх в работе, разнообразием ручных операций и

видов деятельности, рЕlзнообразием познавательньгх сведений.

Педагогическая целесообразность

В настоящие время достаточно остро стоит вопрос о с{lпdостоятельной организации
детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо наrIить
детеЙ с пользоЙ проводить свободное время, создавать усповия для собственного
динамического творческого роста, а также рtu}вивать свое стремление узнать мир во всех

проявлониях. На занятиях по программе <Изостудия <Пилигрим> любой
ребенок, булучи носителем любого языка и самых разнообразных культурных традиций,
может раскрыть свой творческий потенциt}л, применить свою фантазию на практике и
0ткрыть для себя чтO­т0 нOвOе, II0тOму чт0 твOрчеств0 дOступн0 всем детям без
ограничений. Не зависимо от образовательного, интеллектуzшьного уровня и
национЕtльно­культурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои

его

неповторимые работы, в силу своих способностей и сил.
Самое важное ­ это то, что в процессе изготовления творческой работ или поделки,
ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал
образного восприятия мира, у него пробуждаются и развивzlются интеллектуЕuIьные
способности, которые, возможно, он еще не успеп открыть.
Ручная работа способствует согласованности в работе глаз, рук и деятельности
центральной нервной системы, что, в свою очеродь, совершенствует координацию
движений, совершенствуется моторика рук, образное мышпение, речевой аппарат,
усидчивость, терпение, ребенок учится анализировать, сравнивать и сопоставлять. В
процессе систематического труда, руки приобретают уверенность, движения становятся
точными, а пЕrльцы становятся гибкими. Все это важно для самоактуализации творческого
потенциt}ла и самореализации ребенка в школьной уlебной деятельности.
Изученные техIlики декоративно ­ прикладного творчества, а так же приобретённые
навыки и умения, переданные педагогом, непременно пригодятся ему в жизни, какую бы
профессию он не выбрал. Ведь творческий подход к любому делу ­ залог успеха.
Щель программы ­ рtввитие визуально­пространственного мышпения
обучающихся, постижение детьми возможностей различньж художественных материчIлов,
дающие возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Задачи программы:
­ Сформировать интерес к основам изобразительной грамоты и их активное
творческое рсввитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка, в процессе занятий
изобразительной деятельностью произойдёт приобщение к достижениям мировой
художественной культуры.
­ Совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
вырaвительности то, что для них интересно и эмоционально значимо.
­ Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
­ Обуrать соединять в одном изображении рtLзличные материtlлы для получения
вырчш}ительности образа.
­ Формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость.
Основы самоконтроля, р{ение доводить начатое дело до конца, самостоятельность.
Отличительные особенности данной программы. На занятиях, дети
неограниченны в возможностях выражать в рисунках свои мысли, чувства, IIереживания,
настроение. Использование разных приёмов способствуют выработке умений видеть

образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. .Щети осваивают художествонные приёмы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Такие встречи
с прекрасным превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при
помощи разнообразного изобразительного материапа, который проходит те же стации, что
и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,
творчества, сапdостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей и ра:}новозрастности группы, развитие
творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому мы даем
возможность каждому ребёнку активно, сtlIчIостоятельно проявить себя, испытать радость
творческого созидания. Все темы, входящие в программу, варьируются с учётом
интересов и по принципу постепенного усложнения материала.
Возрастные особенности детей участвующих в реализации программы.
,Щети7­8лет.

Этот возраст играет особую роль в личностном рtu}витии ребенка: в данный период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельнос^tи и
поведения. Совершенствуется восприятие цвета, формы, воличины и строения
прOдметов; систематизируются представJI9ния детей, пOлу{Oнные paHge. МладшиЙ
школьник способен вычлеЕять в сложЕьIх объектах простые формы и из простьтх форм
воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Щети 8­11 лет
В возрасте 8­11 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии
ребенка. Происходит развитие осознанности и rrроизвольности всех психических

процессов (восприятие, мышление, п€lI\4ять, внимание, воображение).
Ребенок рtхlличает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по
воличине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения
восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и
рaш}вивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии,

приемов планирования деятельности, игровых элемеЕтов и частой сменой фор*
деятельности. Наряду с нагJIядно­образным активно формируется словесно­логическое
мышление, основу которого составляет оперирование понятиями.
Воображение развито хорошо: ребенок может rrредставить определенную ситуацию,
образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым.
,Щети 11­14 лет.
В период от 11 14 лет ребенок интенсивно растет и рt}звивается, поэтому
творческое, эстетическое развитие и воспитание особенно важно в этот возрастной
период.
Средний школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и
социального рtввития ребенка. ,,Щанный возраст по своему психологическому содержанию
является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Мышление все больше
становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретаrот
большую рzввитость ­ он уже в состоянии сам формировать рчвличные rrонятия, в том
числе и абстрактные. Формируется также мысленное представление о последовательности
действий.
Этот возраст характеризуется бурньтм развитием потребности в творческой
деятельности.
Значительное место в понятии кЯ>, растущего ребенка занимает образ тела и его
внешностьо либо адекватно высокЕUI, либо явно занижоннtш самооценка, с выраженноЙ
неудовлетворенностью ребенка собой. В конечном же итоге основнtш цель развития ­ <<Я>>,
зztкJIючается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки,
мотивации и поощрения.
Сроки реализации образовательной программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу, программа рассчитана на3б часов,
36 учебных недель.
Возраст детей, участвующих
реЕrлизации данной общеобразовательной
программе. Принимаются все желающие, без ограничений; 8 ­ 14 пет.

­

­

в

Планируемые результаты освоения программы

К числу плаЕируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей прогрЕtI\{мы отнесены:

Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностньгх ориентиров в области изобразительного

искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различньж изобразительных задач;
г) формирование д}ховных и эстетических потробностей;
д) овладение рalзличными приёмаN,Iи и техникЕlN4и изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеЕIла;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:
а) сформированнOсть первOначальных представлений 0 роли изOбразитольнOго
искусства в жизни и духовно­нравственном рtlзвитии чOловека;
б) ознакомление с выразительными средствами рtlзличньIх видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление с терминологией и классификациой изобразительного искусства;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной доятельности, базирующихся на ИКТ (чифровая фотография, работа с
компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и
дизайна.

д) навыки трудовой

деятельности (аккуратность, бережливость, трудолюбие,

самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца).

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
технологией, музыкой, питературой, историей.
Контролировать и оценивать уrебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реttлизации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
.Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии. Основой для формирования этих действий служит
соблюдение технологии оцеItивания образовательных достижений.
.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
известного с

уже

помощью педагога.
.,Щобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
рЕвные источники
информации, свой жизненный опыт.
.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной
работы.
.Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по
изобразительным средстваI\{, жанрам и т.д.).
.Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно
выполнять творческие задания.
.Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения ипи небольшого текста).
.Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
.Уметь выразительно IIитать и пересказывать содержание текста.

В

Способы определения прогнозируемых результатов
течеЕии всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня

усвоения знаний и формирования навыков у детей на начilIьном и итоговом этапах. ,Щля
проведения мониторинга образовательного процесса используются р€
lзные формы:
тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки детских
работ.
Первый этап, входной мониторинц проходит в начале учебного года: на протяжении
первьIх недель проводится опрос обуrающихся, в котором теоретически и практически
вьuIвляются все компетенции, которыми владели дети до начапа занятий в объединении.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анЕ}лиза выполненньD( работ. Своеобразной формой тематического
контроля являются коллективные работы. Они организуются по окончании изучения

какоЙ­либо темы, либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц,
полугодие/.

Третий этап мониториЕга проводится в конце учебного года, где вьuIвляются те
знания и умения, которые обучающиеся приобрели за время обучения в объединении, и
одноЙ из форм мониторинга является выставочнtUI деятельность, а так же подведение
итогов всех конкурсов, в которых rIаствовЕIпи мои подопечные.
Календарный учебный график:
Щля групп первого года обучения:
С 02.09.20|9 по 14.09.2019 комплектование групlт обучающимися, входная
диагностика
С 16.09.2019 по 31.05.2020 ­роtlлизация ЩООП МАОУ СОШ Jф 122.
Щля групп второго и третьего года обуrения:
С 02.09.2019 по 31.05.2020 ­реализация,ЩООП МАОУ СОШ Jф 122.
В конце каждой темы ­ текущtш аттестация обучающихся
С 01.01 .2020 по 12.01.2020 новогодние каникулы
С 20.05 2020 по 31.05.2020 ­ промежуточнаJI и итоговаrI аттестация
С 01.06.2020 по 31.08.2020 ­ летние каникулы.
Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации.
При отмене занятий в рабочей rrрограмме вносятся изменения в лист корректировки.

Первый год обучения
(1 час в педелю)
Задачи на 1­й год обучения

­ Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их
эмоциональной характеристики.
­ Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
­ Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
­ Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия
(красный, желтый, синий цвета и их смеси).
­ Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
­ Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
­ Применение разных способов лепки (тянуть из целого куска, прим€
вывать части,
делать нzL[епы, заглаживать поверхность).
­ Умение отличать технику исполнения.
Учебно­тематический план первого года обучения
Наименование разделов и тем

}Ф

лlп
1

1.1

|.2

)
2.|

Введение в программу
Знакомство с программой.
Особенности первого года обучения
Смысл рисования. С чего нужно учиться
рисовать.

Живопись

Щветоведение. Щветовые оттенки осЕовньIх

количество часов
Теоп
Практ.
Всего
1

1

1

,,
1

1

1

4
0.5

5
0.5

1

0.5

0.5

1

1

2

J

9

цветов.
2.2

Королева Кисточка и

z.э

превращения красок.
Праздник тёпльтх и холодных цветов

волшебные

2.4

Твоё настроение. Рисуем дождь.

2.5

з.2

хоровод лесных растений
Рисунок
волшебная линия
Композиция. Выделение композиционного

J.J

цеетра
создаём красивые узоры из точек.

3
3.1

з.4
з.5
з.6
4
4.1

Пятно. Удивительные узоры на крыльях у

бабочек
Форма. Мои любимые игрушки
Форма.
кПострой сказочный город)

декоративное рисование
Мир полон украптений.

1

2

2

1

1

2

3

4

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5
0.5

0.5

1

0.5

1

1

1

1

2

1

Как

7

4

9

мазками

0.5

1.5

2

солнце,

0.5

0.5

1

0.5
0.5

0.5
0.5

0.5
0.5

1.5

13

нарисовать простые по форме цветы.
4.2

4,з
4.4
4.5
4.6
4.7

На солнечной опушке. Рисуем

солнечные лучи.
Декоративные узоры
Орнамент
сказочная рыбка.

Весёлый зоопарк. Учимся

5.1

1

2.5

J

1

2

з

Выразительные средства графических

1

3

4

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

1

1

материалов
I_{ветные карандаши.
печали

I_{BеT

радости

и

цвет

5.2
6

1

2

рисовать

животньж
э

1

Урок любования. Итоговое занятие
Итого

13

23

36

Содерясание программы
Первый год обучения
Раздел 1. Введение в программу (2ч)
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
L{ель и задачи програп{мы. Знакомство с учебным планом первого года обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нуя(но учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.
Раздел 2. Живопись (9ч)
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Щветоведение. Щветовые оттенки основцых цветов
Особенносmu акварелu: прозрачность, (нежность)). Знакомство с различными
Irрисмами работы акваропью. Особенности рисования по сухоЙ и влажной бумаге
(вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование
соли и выдуваIIие соломинкой акварельных клякс).
Пракmuческое заняmае. Работа с красками. Выполнение заданий: кТанец дружных
красок), кСсора крас0к), кСказочные кOврики), кВитражные 0кOшки).
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и
мягкие, круглые и плоские, большие и мапенькие. Правила работы и уход за кистями.
Понятие различньD( видов мазков, полученньш при рtlзном нажиме на кисть: (штрих­
дождик), <<звёздочкаD, (кирпичик), (волнa>). Главные краски на службе у Королевы
Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных
цветов путем смешивания главных красок.
Пракmuческое заняmае. Выполнение заданий: <Щветик­семицветию), <Радуга­
дуга), кПраздничный букет>>, <<Салют>>.
Тема 2.3. Праздник тёпльш и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза,
снежнffI буря, огонь, извержение вулкана). .Щеление цветов на тёплые и холодные.
Особенности тёпльтх цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодньж
цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодньIх цветов.
Пракmuческое заняmае. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и
ассоциативную память кХолод
тепло), <Сказочное солнышко)), <<Золотая рыбка>>,
кМорское дноD, кЗимний лес>.
Тема 2.4 Твоё настроение. Рисуем до}кдь.
,Щепения цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в
яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения
(настроения цветa>) при добавлении белой краски. Щветовые ощущения в результате
добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Щветовые ощущения при
добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Тема 2.5. Хоровод лесных растений
Работа с акварелью, гуашью.
Пракmаческое заняmае. Выполнение заданий: кСказочный букет>, кЩремучий лес>.

­

Раздел 3. Рисунок (7ч)
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом,
фпомастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми

мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии ­ начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и
сложные, толстые и тонкие. кХарактер линий> (злой, весёлый, спокойный, зубастый,
хитрый, прыгучий).
Пракmuческое заняmrrе. Выполнение заданий: кЛинейная фантазия>, кЛабиринты>.
Тема 3.2. Композиция
ýьтлеление композиционного центра.
Пракmаческое заняmиа Рисование предметов природного мира.
Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек
Точка ­ (подружка) линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание
караЕдапrа, касание другого рисующего предмета. кХарактер точек): жирные и тонкие,
большие и мЕIленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание
изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма

с использованием разнообразных изобразительньIх материалов (маркеры, пастель,
цветные фломастеры и карандаши).
Пракmаческое заняmие. Выполнение заданий:. <Танец бабочек>, кОбраз доброго и
злого сказочного героя).
Тема 3.4. Пятно

Пятно как украшение рисунка. кХарактер пятен). Зависимость пятен от их

плотности, ршмера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна
разными способшли: различным нажимом на рисовЕtльный инструмент, наслоением
штрихOв друг на друга, нанесением на лист бумаги множества тOчек, сетOчек или других
эломентов. Пятно, полученноо с помощью зЕtливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Пракmuческое заняmие Выполнение заданий: <Танец бабочек>>, кОбраз доброго и
злого сказочного героя).
Тема 3.5 Форма.
Понимание формы предмота. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге.
Формы и ассоциации.

Пракmuческое заняmuе. Задания­игры: <Построй сказочный город), кМои

любимые игрушки).
Раздел 4.,Щекоративное риеование (18ч)
,Щекоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
,Щекоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Мир полон украшений
Рисование простьIх цветов
Пракmаческое заняmае. Задания­игры: кЧего на свете не бывает?>, <Чуло­цветок),
кОбраз из пятнa>).
Тема 4,2.На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи
Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного
видения мира детьми 7­8 лет: яркость восприятия, ппоскостное мышление, двухмерность
изображения.
Пракtпаческое заняmua Выполнение заданий: <Жар­птица>, кrЩрево жизни),
кСказочное солнце).
Тема 4.3. Щекоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные
узоры на стекпе). Узоры, придуманныо художником. Выразительные возможности и
многообразие узоров.
Пракmаческое заняmuе Выполнение заданий с использованием необычных для
рисования предметов ­ ватных пttлочек, расчёски, кулинарных формочек: кУзорчатые
змейки>>, <<Взлохмаченные человечки>>, кПёстрая черепашка).
Тема 4.4. Орнамент.
Орнаirлент ­ повторение рисунка через опредепённый интервал. Тайна ритма и
создание с его помощью сложньIх узоров и орнамента. Чудесные ритмо­превращения
фастительные и геометрические орнаменты).
Пракmuческое заняmие Выполнение заданий: кВесёлые строчки>, <<Мамины бусьп>,
) до композиции. Разнообразный характер скtlзочных
героев.

Пракmuческое заняmuе. Выполнение заданий: кОживший зачарованный

мир>>,

<.Щобрая сKEt:lKa>).

Тема 4.б. Птицы ­ наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Пракmuческое заняmua Вьlполнение заданий: <Воробышек>>, <<Птицы в
кСказочная птицa>).
Тема 4.7. Весёлый зоопарк. Учимся рисовать животньIх.
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (4ч)

полёте>>,

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Хуложественные
образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и
грустные, простые и загадочные.
Тема 5.1. Щветные карандаши. Цвет радOсти и цвет печали
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета
путем мягкого сплавления разных цветньIх карандаrrrей.
Пракmuческое заняmuе. Выполнение заданий: кIfветной ветер), кПринцесса
Осень>>, <Разноцветные ёжики>.
Тема 5.2. Пастель. Урок ­ фантазия. Удивительная страна
Художественнм возможность пастели. Различные приемы работы: растушевка
пtlльцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной
бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и
бархатностью (уголь).
Пракmuческое заняmuе. Выполнение заданий: кЗолотой сон), <Букет в вазе),
кСказочный герой>.
Раздел б. Урок любования. Итоговое занятие (1ч)
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

ОЦЕНКА ЭФЕКТИВНО К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
К концу первого года обучения дети булут знаmь:
. основные и дополнительные цвета;

о цветовую

,

гапiIму красок

(тёплые,

холодные

цвета);

понятие симмотрииi
. контрасты форм;
о

свойства красок и графических материалов;
азы воздушной тrерспективы (дальше, ближе);
о основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уIйеmь:
о смеIIIивать цветанапаJ]I{цре, получtUI нужные цветовые оттенки;
о

о

.правильно использовать художественные материалы

в

соответствии

со

своим

зzlп{ыслом;

. граNIотно оценивать свою работу, находить

её

достоинства и недостатки;

работать сЕtIчIостоятельно и в коллективе;
получаm разваmае общеучебньrе уJчrенuя а лuчносmные качесmва:
о )дчIение оргtlнизовывЕхIъ и содержатъ в порядtе своё
рабочее место;
о трудоJIюбие;
о самостоятельность;
о уверенность в своих силах.

о

Второй год обучения
(1 час в неделю)
Задачи на 2 ­ой год обучения
­ Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с саллим
собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуЕrльного, бытового).
­ Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание
темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
­ Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
­ Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их
эмоционttльной характеристики.

­ Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
­ Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
­ Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимоrrомощи.

­

МоделирOвание худOжественн0 вырil}ительньш форм, выпOлненньш спосOбом
сминания, складывания, комбинирования брrаги и других материЕlлов.
­ Формирование знаний о значении слов аппликация, оригами, симметрия,
композиция

Учебно­тематический план второго года обучения
ЛЬ п/п

Наименование разделов и тем

количество часов
Теор.

Прак.

Всего

8

1з

2l

0.5

0.5

1

1

1

1.

Основы художественной грамоты.

1.1

Свойства живописных материалов. кflары осени), эскиз

|.2

Натюрморт (Дары 0сени), акварель

1.3

Теплые и холодные цвета. <Щворец Снежной королевы))

0.5

0.5

1

t.4

<Портрет Снегурочки)), гуашь

0.5

0.5

1

1.5

Основные и дополнительные цвета.

0.5

0.5

1

1.6

Основные сочетания

в

природе. Зарисовки

с

натуры

0.5

0.5

1

с

натуры

0.5

0,5

1

0.5

0.5

1

2

1

<Осенние листья)), акварель
I.7

Основные сочетания

в

природе. Зарисовки

<Осенние листья>, акварель
1.8

Основы живописи.

1.9

кОсенний листопад)

1.10

Приемы изображения воды

0.5

0.5

1

1.11

Городской пейзаж, эскиз

0.5

0,5

1

|.т2

Городской пейзаж, гуашь

1

1

1.13

Основы композиции. Ритм

0.5

0.5

1

|.|4

Симметрия

0.5

0.5

1

1.15

Асимметрия

0.5

0.5

l

1.16

Уравновешенная композиция

0.5

0.5

1

|.|7

Иллюстрирование литературных произведений. Обложка

0.5

0.5

1

1.18

Иллюстрация, <Сорока­белобока>

0.5

0.5

l

1.19

Иллюстрачия, <<Петушок­золотой гребешок>

0.5

0.5

1

|.20

монотипия. Заготовка основы

0.5

0.5

1

|.2|

Монотипия, творческие композиции с применением
приемов монотипии

1

1

I_{BеT

­ язык живописи. Пишем небо

2.

Графика.

2.1

Художественные материалы. Пейзаж, пастель

0.5

0.5

2,2

Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности

0.5

0.5

2.з

Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка

0.5

0.5

2.4

Свойства карандашц тон

0,5

0,5

2.5

кРисуем зебру>, восковые карандаши

0.5

0.5

2.6

Рисунок как основа графики. кЛисточки и веточки)

0,5

0,5

2.7

Способы изображения деревьев

0,5

0,5

2.8

Натюрморт, эскиз

0,5

0,5

2,9

Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, тоновая растяжка

0,5

0,5

2.|0

Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, тоновая растяжка

0,5

0,5

2.||

Гравюра на картоне. Заготовка основы

0,5

0,5

2.|2

Гравюра на картоне, кТерема>

0,5

0,5

2.1з

Прикладная графика. Открытка для мамы. Шаблон

0,5

0,5

2.14

Открытка. Поздравление, шрифт.

0,5

0,5

итоговое занятие

"fl"Jfi}жтu}lllIт,
Раздел 1. Основы художественной грамоты (21 ч.)

Тема 1.1. Основы худоя(ественной грамоты.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг.
ОрнаментальнаrI композиция. Организация плоскости.
Натюрморт из трёх предметов. Понятие (тон). ОдноцветнffI акварель ­ <гризайль>.
Тоновая растяжка.
Свойства живописньIх материалов. к.Щары осени>, эскиз
Тема 1.2. Натюрморт <,Щары осени>. ОдноцветнаJI акварель

­

<гризайль>. Тоновая

растяжка.
Тема 1.3. Холодные цвета. Стихия ­ вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия ­ огонь. кЩворец Снежной королевьD)

Тема 1.4. Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодньгх цветов. Гуашь. Пропорция

человеческого тела. кПортрет Снегурочки>>.
Тема 1.5. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши
Тема 1.б. 0снOвные сOчетания в природе. ЗарисOвки с натуры кОсенние листья), акварель
Тема 1.7. Основные сочетания в природе. Зарисовки с натуры кОсенние листья)), акварель
Тема 1.8. Основы живописи. Щвет ­ язык живописи. Пишем небо
Тема 1.9. кОсенний листопад>
Тема 1.10. Приемы изображения воды, Екварель
Тема 1.11. Городской пейзаж, эскиз. Организация пространственной среды. Карандаш,
бумага.
Тема 1.12. Городской пейзаж, гуашь
Тема 1.13., 1.14., 1.15.о 1.1б. Понятия ((ритм)), (симметрия)), (асимметрия)),
((уравновешенн€
ш композиция>. Основные композиционные схемы. Создание творческих
тематических композиций.
Тема 1.17. Иппюстрирование литературных произведений. Обложка. Свободный выбор
тем и материалов для исполнения.
(реальная)
Тема 1.18. Иллюстрация, кСорока­белобока>. Понятия ((скtц}очнtul) и
иллюстрация. Прием (от пятнa>).
Тема 1.19. Иллюстрация, <Петушок­золотой гребешок>.
Тема 1.20. Монотипия. Заготовка основы. L{BeT как вырatзитель настроения.
Тема 1.21. Монотипия, творческие композиции с rrрименением приемов монотипии.
кГород> ­ цветовой фон в технике монотипии.

Раздел 2. Графика (1а).
Тема 2.1. Хуложественные материЕrлы. Свойства графических маториалов: карандаш, перо
­ ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Разнохаракторные линии. Пейзаж,
пастель
Тема 2.2. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на
выпопнение линий рЕвного характера.
Тема 2.3. Хуложественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Тема 2.4. Свойства карандаш4 тон
Тема 2.5. кРисуем зебру>, восковые карандаши
Тема 2.6. Рисунок как основа графики. кЛисточки и веточки). Упражнения на
выполноние линий разного характера: прямые, изогнутые, прорывистые, исчезающие.
Тема 2.7. Способы изображения деревьев.
Тема 2.8. Натюрморт ­ набросочный характер рисунков с рчtзных положений, положение
предметов в пространстве.
Тема 2.9. Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, ToHoBalI растяжка. Свет и тень ­
падающаrI, собственная.
Тема 2.10. Натюрморт. Свет, тень, полутень, блик, тонов€uI растяжка
Тема 2.11. Гравюра на картоне. Заготовка основы. Беседа о русской архитектуре с
использованием иллюстративного материсrла.
Тема 2.12. Гравюра на картоне, кТерема>
Тема 2.13. Прикладная графика. Открытка для мамы. Шаблон
Тема 2.14. Открытка. Поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью.
Творческм аттестационная работа. Свободньй выбор техники и материалов.

Раздел 3. Итоговое занятие (1 ч.)

Оценка эффективности к концу второго года обучения

К концу второго года обучения дети булут знаmь:
. контрасты цвета;
о гармонию цвета;
о азы композиции (статика, движение);
о пропорции плоскостньIх и объёмных предметов;

умеmь:

выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
последоватеJъность в работе (от общего к частrrому);
о
работать с натуры;
о работать в опредепённой гамме;
о доводить работу от эскиза до композиции;
о использовать разнообразие выр€
витольньIх средств (линия, пятно, ритм, цвет);
о работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у HlDc получап, развumае обtцеучебньле уменuя u лuчносmные качес mва:
. умение работать в группе;
. умение уступать;
о

о соблподать

о

ответственность;

. сtlп{окритичность;
. сUlп,IоконТроль.
Третий год обучения
(1 час в неделю)
Задачи на 3­й год обучения
­ Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и
сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознанио темы, совместный диалог,
рассуждения и т.д.
­Использование метода оформления интерьера класса работами детей,
оформление выставок.
­ Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание
темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
­ Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
­ Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
­ Воспитание усидчивости, терrrения, аккуратности, навыков взаимопомощи.
­ Решение художественно­творческих задач на сочетание различных приемов
аппликации (обрывание, вырезание) лля достижения выразительного образа.
­ Моделирование художественно выразительных форм, выполненньж способом
сминания, складывания, комбинирования брtаги и других материалов.
­ Применение разньтх способов лепки (тянуть из целого куска, примазывать части,
делать н€шIепы, заглаживать поверхность).
Учебно­тематический план третьего года обучения

количество часов

Наименование разделов и тем
Теория

Практика

Всего

I.Основы изобразительной грамоты
1

.Композиция. Материi}лы, инструменты, закOны

9

9

1

18
1

композиции.
2.

1

Графика. Наброски графическими материалами.

1

1

2.2Графика.Натюрморт, предметы и пространство.

0,5

0,5

1

2.3Графика. Осенний натюрморт гуашью.

0,5

0,5

1

2.4Графика.Щвет в графике.

0,5

0,5

1

0.5

0.5

1

3.2 Щветоведение. Щвет, как отражение настроения.

0.5

0.5

1

3.3 I­{ветоведение.Небо в искусстве.

0.5

0.5

1

3.4 Щветоведение.Чёрный и белый цвет в живописи.

0.5

0.5

1

3.5 Щветоведение. Иллюстрачия стихотворений.

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

4.2Монотипия. <<Зимние забавы> ­ ритм пятен.

0.5

0.5

1

4.3Монотипия. <Щветы и травы) ­ сближенные цвета.

0.5

0.5

1

4.4Монотипия. кСкачущая лощадь) ­ движение и форма.

0.5

0.5

t

5.t ЛинейнЕuI перспектива. Графика и её материалы.

0.5

0.5

1

5.2 ЛинейнаJI перспектива. Наброски с натуры.

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

0.5

0.5

1

8

15

0,5

0,5

1

6.2Прикладная графика. Монохромный эскиз.

0.5

0,5

1

6.3Прикладнм графика. кГолубая ск€вка Гжели>

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

3.

4.

1

1

Щветоведение.Основы цветоведения, цветовой круг.

Монотипия. <Отражение на водеD.

5.3 Линейнzш персrrектива. <<Бытовой натюрморт)­

компановка предметов.
5.4 Линейная перспектива. кБытовой натюрморт) ­

штриховка.
II.Щекоративно ­ прикладное искусство
6.1Прикладная графика.

6.4Прикладна"я графика.

<<Щветы>

<<Щветы

Композиция в круге.

и травы)) Жостово.

7

6.

5

Прикладная графика. Композиция в открытке.

0,5

0,5

1

7.

1

Батик.История Батика.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

7.2Бжик,

<<Осенние

листья) роспись по ткани.

7.3Батик. кТуманный

день>>

интерпретация природы.

7.4Батик. Орнамент в батике.
7.5Батик. Щветы на ткани.
8.

1

Флористика.История возникновения искусства.

0,5

0,5

1

композиции в флористике.

0,5

0,5

1

8.2Флористика.Правипа

8.3Флористика. Образы и чувства в природных формах.

0,5

0,5

1

8.4Флористика. кМикромир> Флористика на листе.

0,5

0,5

1

8.5Флористика. кВесенний букет> ­ образ линий.

0,5

0,5

1

0

2

III.Выставки, экскурсии

7

9.1 Выставки, экскурсии. Пленер ­экскурсия в мир

1

1

природы.

1

1

9.2 Выставки, экскурсии. Музеи мира.

IV.Итоговое занятие
1

0. 1

Итоговое занятие. Выставка творческих работ.
Итого:

1

1

1

1

18

18

36

Содержание программы
Третий год обучения
Раздел I.Основы изобразительной грамоты (18 ч.)

Тема 1. Композиция
Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок *
(
тест Впечатление о лете). Фломастеры.
к,Щеревья>. Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип (от общего к
частномуD. ВоздушнаJI перспектива.
Форма, структура.

Зарисовка растений с Еатуры в цвете. Принципы естественного положения,
пластика. Группировка элементов. Акварель.
Тема 2. Графика
Натюрморт. Наброски графическими материалаN{и: тушью, заострённой палочкой.
Предметы и пространство. Живм и статическая композиция.
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовtul гамма.
Гуашь, tжварель.

Тема 3.Itветоведение
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционЕlльного
состояния. Творческая работа ­ иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
Тема 4. Монотипия.
кОтражение в воде>. Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная,
заострённые палочки.
<Зимние забавы>. ,Щвижение в композиции. Ритм цветочньIх пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
к Щветы и травы BecHbD). Свободный выбор живописньIх средств. Сбпиженные
цветовые отношения. Пластика природньтх форм и линий. Беседы с обращением к
иллюстративному материалу, натуральный материа­тl.
к Скачущuul лошадь>. Щвижение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.
Гуашь. <Улицы моего города).

Тема 5. Линейная перспектива.
Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.
.

Оформление работ к выставке.
Раздел II. Щекоративно

­ прикладное искусство

Тема 6. Прикладная графика
Введение в тему. Планирование работы. Знакомство

с

(15 ч.)

новым материалом,

инструментом.
<Щветы>. Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи.
Освоение приёма ­ кистевtul роспись. Беседа кГолубая cкttзKa Гжели>.
кЩветы и TpaBbD). Щекоративнш рOспись. Ассиметричная кOмпOзиция.
,Щекоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь.
ОграниченнffI цветоваJI пчIлитра. Беседа о жостовской росписи.
кЩветы и бабочки) ­ декоративная роспись подготовленной деревянной основы.
Творческая работа.
Плакат ­ вид прикладной графики. Поздравление ко ,Щню учителя.
Щветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в
изобразительных элементах.
Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материч}лом в подгруппах,
испопьзование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов
аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
поздравление к 8 марта. Свободный выбор материЕ}лов и техники.
Открытка
ИндивидучtльнаJI творческая работа.
Тема 7. Батик
Холодный батик ­ особенности его как вида декоративно ­ прикладного искусства.
Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с
резервирующим составом.
<<Осенние листья>). Роспись по ткани. Использование в эскизе натураJIьных
зарисовок.
ш роспись по ткани
<Туманный день>. Интерпретация явлений природы. Свободн€
без резерва. Связь с живописью, композицией.
Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над
образом.
Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с
флористикой, батиком.
Тема 8. Флористика.
Применение основных принципов построения композиции. Объединение и
выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природньж форм и линий.
Раздел III.Выставки, экскурсии (2 ч.)
выставки,
посещоние выставок.
Оформление работ,
Раздел IY.Итоговое занятие (1ч.)

­

Оценка эффективности программы к концу З­го года обучения

К концу третьего года обучения дети булут знаmь:
основы линейной перспективы;
. основные законы композиции;
о пропорции фигуры и головы чеповека;
о рtвличные виды графики;
о основы цветоведения;
о свойства различных художественных материалов;
. основные жанры изобразительного искусства;

о

улrеmь:
о работать в рtlзличньж жанрах;
. выделять главное в композиции;
о передавать движение фигуры человека
. созЕательно выбирать художественные
о строить орна]чIенты в рtlзличных
прямоугольник);
. критически оценивать как собственные

и животных в рисунках;
материалы для выражения своего зtlшlысла;
геометрических фигурах (круг, квадрат,
работы, так и работы своих товарищей;

у обучаюuluхся получаm разваmае облцеучебньrе уменая а лачносmньrе качесmва:
о умение воспринимать конструктивную критику;
о

способность к адекватной самооценке;

о уI![ение радоваться своим успехаI\4 и усIIехам
о трудолюбие, упорство в достижении цели

товарищей;

Методическое обеспечение

программы различными видами методической продукции.
опрограмма обеспечена рaвнообразными видап4и методической продукции. Это,
1. Обеспечение

прежде всего, авmорскuе разрабоttлка хуdолrcесmвенно­mворческuх

аzр, адаптированньгх

для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные
импровизационные ицры, возникающие прямо по ходу отдельных занятиЙ, и заранее
спланированные педагогом игры и игровые ситуации.
оЩля активизации детей используются разработанные автором заdаная­аzрьI на
разв umuе фанmазuа u вообрааtсенuя.
о Програlrлмой предусмотрено меmоduческое обоснованuе процесса орzанuзацаа
образоваmельной dеяmельноспrа и форм проведения занятий. В частности, автором
предложен а меmо d uка с mру кmу р ар о в ан шя з аняm а й по ИЗО.
опосле изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к
практичоской деятельности. Метод непосредствонного показа очень важен, т.к. учит детеЙ
технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гУашЬ,
пастель, тушь, восковые мелки). Подагог демонстрирует, как нужно работать с рЕвными
инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа
учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог
раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
оЩети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельЕость
обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения
композиции.
ов конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести
анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогоВ
занятия подагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
о Чтобы дети не уставаJIи, а полrIенные результаты радовt}ли и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зритепьно эффектными. В этих целях програп,Iма обеспечена
специtlльным набор олt uzp о Bblx пр uёмо в,
она первых занятиях особенно важно похваJIить каждого ребёнка за выполненную
работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
о Перед началом занжий, а также когда дети устают, гIолезно проводить игровую
разминку для кистей рук.
о Иzровая zllwшacmako в виде упражнений QlucyHok в возdухе) помогает ребёнку
быстрее освоить основы изобразительного творчества
о Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить
смену ваdов Dеяmельносmuичереdованае mехнuческлlх праёмов с aaponblMu заdанuямu.
о Например, любой акварельный (fiодмалевок> может rrослужить фоном Для
следующих заданий, гдо могут быть использованы трафарет, аппликация, ДориСОВКа
тушью, пастелью, мелкаi\dи и др.
. Нередко игровtUI смена ра:}личЕых приёмов и техник оказывается настолько
(шедевр).
удачной, что из рисунка­(золушки)) рождается сказочноЙ красоты
о Удачи окрыляют даrке самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии (космическуюD свободу.

ов условиях предвкушения удачи

образовательный процесс булет проходить легко,
вызывtUI активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что
приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно
0риентирOваться тOльк0 на наибOлее спOсOбных к изOбразительнOй деятеJIьнOсти детей.

Дидактические материалы
,Щидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные
карточки, образцы выrrолненных заданиП и др.) используются на каждом занятии, кроме
занятий по развитию фантазии, воображенияи проверочных занятий.
,Щетям rrредостtlвляется возможность углубить и расширить знания в процессе
познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые,
коллективные, имеется возможность их сочетания.
2.

Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через
беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки,
музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное
приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на булущее, а главное
­ становление характера, рzLзвитие нравственно_эстетических качеств в процессе занятием
искусством.
Преемственность и согласованность данной прогрЕtI\4мы со школьными позволяет
расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и
умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьньIх знаний.
Щанная программа основывается на последних разработках школьных программ и
прогрЕlIчIм дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.
На занятиях присутствует сотворчество учителей и детей, объединенное общим
содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется
художественное слово (потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей
эмоциональный отклик и создает радостное настроение. ,,Щети становятся духовно
богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать.
От искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит кружок по
изобразительному искусству кМир красок).

Литераryра
1.Грибовская А.А. кOзнакомление дOшкOльникOв с графикOй и живOписью), МOсква
кПедагогическое общество.России>, 2004 г.
2.Курбатова Н.В. <Учимся рисовать>, Москва кСпово>>, 2002r.
3.Рутковская А. <Рисование в начаJIьной школе>>, Москва, Олма­Пресс, 2003 г.
4.Федотова И.В. кИзобразительное искусство)), Волгоград <<Учитель>>, 2006 г.
5.Фатеева Д.А. кРисуем без кисточки)), Ярославль <<Академия развития>,2006 г.
6.Фиона Уотт кКак научиться рисовать), Москва <<Росмэн>>, 2002r.
7.Фиона Уотт <Я умею рисовать)), Москва кРосмэн>, 2003 г.
8.Шпикалова Т.Я. <Изобразительное искусствоD, Москва кПросвещение), 2000 г.
9.Шшlаева Г.П. <Учимся рисовать>)о Москва кСлово>, 2004 г.
10.Гусакова М. А. кАппликация>. Москва <<Просвещение> 1987.11.Гульянц Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. кПодарки к прtвдникам). Москва кМир книги) 2005.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. кАппликационные работы в
начальных кпассах). Москва кПросвещение> 1983.
13.Хосе М. Паррамон кПуть к мастерству. Как рисовать)). Санкт­Петербург
кАврора> 1991.
14.Хосе М. Паррамон кКак писать маслом). Санкт­Петербург <Аврора> 1992.
15.Запаренко В. С. кЭнцикпопедия рисования). Санкт­Петербург <<Нева>>, Москва
(оЛМА­ПРЕСС) 2002.
16.Гибсон Р. кКарнавал. Маски. Костюмы>. Москва <<Росмэн> 2002.
Харви .Щ., .Щангворд Р., Гибсон Р. к,Щомашний кукольныЙ театр).
17.Хайнс
Москва кРосмэн>l 2002.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнЕlл <<Мастерилка> Ns5.2008. <Тестопластика)
19.Соколова С. В. <Школа оригitNlи. Аппликации и мозаикa>). Москва <<Эксмо>>,
Санкт­Петербург кВалери СПД) 2008.
20.Мартин Б. <Рисуем с удовольствием). Минск кПопурри> 2003.
21.Блейк В. < Начинаем рисовать>>. Минск кПопурри) 2003.

К.,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».