Бумагопластика

Частное общеобразовательное учре}кдение
<<Школа­интернат ЛЬ13 среднего общего образования оАО (РЖД)

принятА

УТВЕРЖДАЮ

На заседании
Педагогического совета
Протокол Nэ__|
< оd
2021г

И.о. директора школььинтернат
ОАО.<<}Жflу

,zL{z:s,',

Б;"*Таот

}lЪ1 3

с,в.мельничук
<Ц>
202l

ol

ЛОП ОЛНИТЕЛЬНДЯ ОБIЦЕОБРДЗ ОВДТЕЛЬНАЯ П Р ОГРАММА
ху d онсе сmв енно­mехн аческо й напр авленносmu

к Буtw аz о пл

асm uк D) (Ко

н

сmру uр

ов

ан uе uз бум az u)

Возраст обучающихся: 11­13 лет
Срок реа"лизации: 2 года

Автор:
Кораблёва Вера Васильевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбур., 2021­ г.

пояснительная записка
приоритетная цель инженерно­технологического образования в <<школе
будущих инженеров путей сообщения>> ­ формирование технологической
культуры обучающихся получение качественного
образования,

соответствующего практическим задачам инновационного р€tзвития
современной экономики и промышленного производства, что является

основой профильного и д€шее профессионЕшьного образов ания.
программа
художественно­технической
нацравленности
<<Бумагопластикa>) (Конструирование из бумаги)
разработана для детей 11_13
лет. Срок ре€
программы
2
года.
lлизации
Программа разработана на основ ании следующих нормативно­правовых
документов:
­ ФедеральныЙ Закон Российской Федер ации от 29.I2.2OI2J\! 273
<Об образовании в Российской Федерации>) в новой
редакции;
­ Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
04.09.2014
Nэ 1726­р);
­ ПрикаЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 Nь 1008 <Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобр€
вовательным
про|раммам);
­ Санитарно­эпидемиологические требованшr к
устройству, содержанию
и организ ациирежима р аб оты образо вател ьных организ аций
дополнительно го
образования детей СанПиН 2.4.4.з172­14 (утверждены Постановлением
Главного государственного саниiарного врача Российской Федерации от
04.07.20La Jф 41);

от

­

Письмо Минобрнауки России от

11 .l2. 2006 г. J\b06­1844 <Примерные
требования к программам дополнительного образования детей>;

­ Писъмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. J\b Og­3242
<методические рекомендации по проектированию общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы)>;
­ Устав чоУ <<Школа ­ интернат JrJb l3 среднего общего образованиrI
открытого акционерного общества <<российские железные дороги>;
­ Локальные акты чоУ <<ТТТкола ­ интернат лГs 13 среднего общего
образования открытого акционерного общества <<российские железные
дороги).

Новизна программы

в программе представлен комплекс занятий с детьми по конструированию
иЗ бумаги. Бумага ­ привычный, доступный матери€lл, доступный для

технического творчества.

АктуальностЬ данной про|раммы заключается в том, что занятия

бумажной пластикой предполагают р€
lзвитие художественно­конструкторских
способностей, пространственного] мыцления, конструкторских навыков,
креативного мышления в простой и доступной форме.

Педагогическая целесообразность

в настоящие время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной
организации детьми своего досуга И стремления к овободе и

самоопределению. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное
время, создавать условия для собственного динамического
роста, а также
свое
стремление
развивать
узнать мир во всех его проявлениях.
занятия кружка предполагают получение и использование знаний из
р€
вличных предметов школьной про|раммы (искусство, история, черчение,
математика, физика). На занятиях простым и доступным способом
р€
tзвиваются умения читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для
выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать
пространственную среду; владеть основными способами изображения на
листе; практические навыки конструирования. Так же занятия предполагают,
р€
ввитие аналитического характера деятельности, формирование способности
нестандартного мышления; к пониманию р€
lзличных форIvI окружающего
мира. На занятиях р€
tзвиваются такие качества личности, как усидчивость,
трудолюбие, самостоятельность. Кроме того, приобретают навыки
конструкторской деятельности, учебно­исследователъской работы, опыт
работы в коллективе.

деятельности, постижение детьми возможностей бумаги как художественного

материала, дающие возможность самовыражения И ориентации

художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи программы:

в

­ Закреплять знания, полученные на уроках трудового обучения,
изобразительного

искусства,

математики9

истории,

физики

и т.Д;

­ Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения, моделирования;
­ Формировать пространственно­образное мышление, умения выр€
вить идею
в рисунках и эскизах;
­ Совершенствование навыков работы с инструментами при
работе с бумагой;
­ Приобретение навыков учебно­исследовательской
работы;

­ Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание

школьников;
­ Воспитывать любовь к окружающему миру;

­ РаЗВИТИе УСТОйчивого интереса к конструкторской деятельности,

художественному творчеству;

­ Развивать способности к синтезу и анализу пространственной среды.

структура

программы
представлена двумя этапами,
логике освоения художественно­творческой

соответствуюIцими
деятельности. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам
прикладного искусства, связанным с использованием бумаги:аппликация,
оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона,
бумагокручение, бумагопластика.
программа составлена по принципу последовательного
усложнения
техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от
р€
вдела к разделу,
так и внутри каждогор€
вдела от первых до последних моделей.

этап (1 год обучения) ­ знакомство с матери€rлом, правилами работы;
организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых
1

процессов (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линеИке,
работа
ножницами), знакомство с простейшими технологическими картами.

2 этап (2 год обучения) ­ повторение и закрепление полученных

ранее знаний, введение элементов самостоятельной деятельности как во
время практических работ поизготовлению того или иного изделия, так и
при анализе трудового задания. Его планирования, организации, контроля
трудовой деятельности, т.е. на занятии создаютсяусловия, позволяющие
детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути
решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со
схемами, технологическими картами.

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
]zоdа обученuя
колuчесmво часов
по кqленОарно­

вudы заняmuй

l'еория
Тренировочные упражнения
IIрактические занятия
Коллективная рбота
Резерв

итого

по
проZраJиме

mеJиаmuческо
Jиy
планuрованu

5

5

10

10

ю

t4

t4

4

4

34

34

t

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

t

2zоdа обученuя

Budbt заняmuй

колuчесmво часов
по проzраlиJчtе

по
каленdарно­
mел4аmuческо
Jиу

планuрованuю

I'еория

5

Тренировочные упражнения
lIрактические занятия
Коллективная работа

9

9

15
4

15

Резерв

1

итого

34

5

4

t

34

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
воспитания и р€
tзвития навыков творческой работы
обучающ ихс я программой предусмотрены следующ ие м еmо d bl :
объяснительно­иллюстр ативные (демонстр ация поделок, иллю стр ации,
работа потаблицам);
репродуктивных (работа по образцам);
частично­поисковых (выполнение вариативных
заданий); творческие (творческие задания, эскизы,
проекты);
исследовательские (исследование свойств бумаги, картона, красок, а
так жедругих материЕtJIов для работы в объёме).
.Щля

В учебно­воспитательный процесс, включен ы неmраduцаонные
ф орм bt пр о в ed ен ая з аняmuй :
а) экскурсия в музей;

б)

урок­игра <Город
мастеров)> и т.д.; в) урок­

сказка;
г) урок­эксперимент и т.д.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Приобретение нач€UIьных техноЛогических знаний о материЕUIах:
бумага (ватман) и картон; об инструментах и материаJIах для
скрепления (ножницы, шило, циркуль, канцелярский нож клей

шд); о способах технологической обработки бумаги: многократное
прямолинейно складывание ­ гофрирование,
оригами, сквозное вырезывание из вдвое
сложенной заготовки,
прок€
tлывание, скручивание, формирование модулей из бумажной

ленты, аппликация, простейшие базовые формы техники оригами
(<<катамараю>, об обозначениях (скручивание,
прок€
tлывание); о раОоте по технологическоЙ
обозначений.

Овладение начагIьными трудовыми умениями по обработке
бумаги: выбор бумаги (по цветУ, фактуре, плотности);
размЪтка по

шаблону, по сгибу, По готовой вспомогательной форме; выкраивание
деталей в р€
lзворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо.

с помощью приёмов op".ur";
складывание; художественного вырезывания; аппликации;

выполнение изделий из бумаги

организация рабочего места; работа по технологической карте.
организация выставки творческих работ, коллективная оценка
результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе изготовления изделий
из бумаги:
Виды конструирования из бумаги:

_ воздушные конструкции, включающие
детали в технике

гофриров ания;
плавающие конструкции в технике оригами;
­ объёмное конструирование на основе цилиндра;

_

­ конструирование с включением готовых вспомогательных
санки с дет€
rлями со сквозным узором;

форм:

моделированиеиз бумаги

и
готовых
вспомогательных форм: ветряки
с вращающимися лопастями;
композиции:
декоративные
в технике художественной вырезанки ( по
мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам
костюма и снаряжения русских богатырей).
­

лачносmньLмu рвульmаmалrлl освоения учащимися содержания

про|раммыкружка являются следующие умения
Уметь организовывать свое рабочее место.
Уметь четко работать с инструментами.
овладетъ практическими навыками и приемами художественной обработки
бумаги.
знать основные геометрические понятия и базовые
формы оригами
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, мозаики.
работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники
:

безопасности

знать историю возникновения техники оригами, виды аппликации. Знать и

уметь выполнять композиции в технике аппликации.
Уметь красиво, выр€
lзительно эстетически грамотно оформить поделку.
Овладеть навыками культуры труда.
УлучшаТ своИ коммунИкативные способно сти и приобретут навыки
работы в
коллективе.
УМеТЬ ПРОВОДИТЬ аНалиЗ и самоанЕLлиз коллективных, индивиду€lJIьных,
личных работ.
уметь рассматривать и выражать эмоцион€tльное отношение к произведениям
изобразительного искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1

zoda обученая

в результате обучения в творческом объединении в течение полного
учебного года по программе 1­го года обучения предполагается, что
обучающиеся полr{ают следующие основные знания и
умения:

­ познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как

материЕtла дляхудожественного творчества;

­ познакомятся с основами знаний в области композиции,

формообр€
}зования, цветоведения;
_ овладеют основными приемами
работы
сгибание, вырезание, гофрирование, .*л."Ъч"".
;

с бумагой: складывание,

­ наrIатся

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор
матери€
tла испособов изготовления, готовое изделие);
­ Науt{атся

работать

нужными

инструментами

и приспособлениями;

познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения,
оригами,аппликация, объемное конструирование);
­ научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на

занятиях для воплощения собственного замысла В бумажных объемах и

плоскостных композициях.
_ полr{ат дополнительные сведения о месте и
роли декоративного,
архитектурного и дизайнерского искусства в жизни человека, об истории их

2

zoda обученая

в результате обучения в кружке в течение полного
учебного года по
программе 2­ еО zоdа обученuЯ преdполаZаеmся) что обучающиеся получают

следующие основные знания и умения:

­

расширят знания В области композиции, формообр€вования,

цветоведения;
{rр одолжат знакомиться с искусством конструирова ния из
бумаги ;
­ научатся самостоятельно
вопросы
конструирования
и
Ретттать
изготовЛениЯ бумажнЫх (выбоР матери€
tлов, способов обработки,
умениЯ планироВать, осуЩествлять самоконтроль) ;
­ научатся в доступной форме подчеркивать красоту матери€tлов,
форr, конструкций при создании авторских проектов;
­ научатся вести поисковую работу по подбору книг,
репродукций,
расск€
вов о искусстве.

МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

.щля реа_гlизации программы художественно­технической направленности
<Бумагопластикa>) (Конструирование из бумаги) используется
дидактическое
обеспечение:

наглядные пособия, образцы изделий; слайды, видео пособия; иллюстр ации
изделий; схемы изготовления изделий; технологические карты; индивиду€
Lльные
карточки заданий.

Для учителя: оборудование для демонстрации презентаций (компьютер,

проектор). Интернет. Раздаточный матери€
tл (шаблоны). Различные виды

бумаги.

Для rIеников: ножницы, клей, карандаш, ластик, линейка,
канцелярский нож, картон, ватман.

ножницы,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 zоd обученая

вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

теорuя ознакомление обучающихся

с

режимом работы, с
содержанием предстоящей работы. Оrрганизационные вопросы.
Безопасность труда и правила личной гигиены.
Тесты на выявление неординарности мышления детей.
Ф орм bt з аняmuй : ур ок­ э к с t>, (<линия сгиба>>,
(перегнуть>, ((согнуть)), (вогнуть)), ((отрезать)), ((надрезать), ((вставить
одну деталь вдругую>), (оторвать (надорватъ)>>.

Плоскостные композиции из бумаги
Пршмерные mемы:
1. Аппликация. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной
пластики Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с
помощью аппликации

2.Художественное вырезание.
3.Мозаика из бумаги.

Оригами
История возникновения и р€
ввития оригами. .Щемонстрация изделий,
выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как:

кораблик, самолетик, лягушкаи т.д.).
,щемонстрация базовых форм (б\ф) и знакомство с техникой их
выполнения итехникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых
формах. Выполнение фиryрок, основанных на этих базовых формах.
Прuмерньlй перечень mefu, :
Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием <<Базовые
формы (б\ф)>Б\ф (треугольник>

Б\ф

<<воздушный

змей>Б\ф (дверь>
Б\ф <блинчик>)
Б\ф <двойной треугольник)

Объёмное конструирование

теорuя Знакомство

с

р€
вделом

бумажной пластики

и

его

понятияМи: длина, высота, ширина, объем, плоскость.
Щемонстрация
изделий и знакомство с техникой(способом их выполнения).
пракmuка Знакомство
новыми операциями: р€
вметка по
линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез).
знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых
являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед).
выполнение правил безопасности Труда и личной гигиены.

с

Прt uиерный перечень mеJи

:

с инструментами для обработки
бумаги. Правилаорганизации рабочего места.
2. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея и Др. способами
3. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические
фиryры и тела(конус).
4. Разметка заготовки с помощью шаблона.
5. Закрепление умений обработки бумаги.
Иmоеовое заняmuе., выставка внутри объединения <Бумажная пластикD)
Формьt заняmuй: экскурсия, урок­ск€
}зка, открытый урок, урок­и|ра,
соревнование, викторина.
1.

Вводное занятие: знакомство

меmоduческое обеспеченuе: использование

объяснительно­
иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов
обучения.
,Щudакmuческое обеспеченuе: образцы изделий, наглядные пособия,
слайды, аудио­ видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы
изготовления изделий.
<<Бумажные кружева)>

Теорuя

История техники <<Бумалсные кружева)>, ее особенности.
знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике

<<Бумажные круя(ева>>. БезопасностЬ Труда.
Пракmuка., Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание
укршений.

Пр

й пер ечень mем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники <<Бумажные
кружева), синструментами и материапами необходимыми для выполнения
данной техники. Правила организации рабочего места.
знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной
конструкции.
l,t"MepHbl

Формы занятий: экскурсия, урок­сказка, открытый УРок, урок­игра,

соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использоваЕие объяснительно­иллюсц)ативных,
исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
,,Щидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды,
аудио ­ видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления
изделий.
изготовление поделок из бумаги и других р€
tлов
вличных матери€
Выставка. Праздник.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения <<ГIластика бумаги>.
Заключительное занятие. Подведение итогов.

календарно­тематическое планирование
учебного материала
I zod обученuя
l',/b

п\п

Названuе разdелов u mеJй

]­ый zоd обученuя
dаmа

mеор.

пракп1.

BceZo

1

Вводное занятие.

l

2.

Инструктаж по технике безопасности

0

1

l

3.

Из истории бупtаги.

l

)

l

4.

Виды и свойства бумаги

0

1

l

5.

)

1

1

6.

Основные приемы работы с бумiгоt
Приёмы работы с бумагой

0

1

1

7.

Плоскостные композиции из бумаги

0

1

1

0

l

1

)

1

1

)

l

l

0

l

l

0

l

0

1

l

1

Аппликация
8.

Аппликацияиз ладошек

9,

Аппликацияиз ладошек
Художественное вырезание

10.
11

|2.

Художественное вырезание
Мозаика из бучtаги

13.

Мозаика из брлаги
Бумажные кружева

14,

Простые узоры и орнамент

0

1

1

15.

Вьrрезные украшения

0

l

1

16.

Изготовление поделок из бумаги и
других рtх}личньIх материttлов
Оригаiuи

D

1

1

\1.

Оригаlrли

18.

1

)

0ригами

0

l

19.

Оригами

)

20.

Оригами

)

1

l

21

Оригами

0

l

l

1

l

Объемное конструирование
22.

Поделки из полоски бумаги

0

l

l

2з.

Поделки из полоски бумаги

э

l

1

24.

Объемные изделия из геометрических
форм (упаковочные коробки)
Объемные изделия из геометри"еск"i
форм (упаковочные коробки)
Объемные изделия из геометрическЙ
форм (упаковочные коробки)
Творческая работа

1

)

l

0

1

l

э

1

1

0

1

1

0

1

1

0

l

l

)

1

1

l

25.

26.
27.

28.

30.

Изготовление поделок из бумаги и
других различньтх материirлов
Изготовление поделок из бумаги Й
других рtr}личньtх материzlлов
Коллективная работа

31

Коллективная работа

0

1

з2.

Коллективная работа

0

l

JJ.

Оформпение выставки.

)

1

1

з4.

Экскурсия.

0

l

1

35.

Резерв

0

l

l

+

]0

з4

29,

а1

Всего

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 eola обученая

познакомятся соследующими техниками:

обрывная аппликация ­ составление картин из
р€
lзноцветных
кусочков бумагиоих предварительно смачиваю, оЬр"rвают .rо *о"rуру
"
",
целого листа. В результате возникает эффект акварельной
или даже масленой

живописи.

Складывание гармошкой.
Айрис­фолдинг.
Техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся
спир€
rли.

Торцевание.
Аппликативная мозаика, создаваем ая из небольших кусочков гофрированной
(креповой)бумаги или простых столовых салфеток.

Квиллинг.

искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в

видоизменять
их форму и составлять из полученных
композиции.

дета­гlей объемные

спир€
lльки,

или плоскостные

Календарно­тематическое планирование учебного
материала
2 zоdа обученuя

м
п\п

1

Названuе разdелов u mем

Инструменты и материЕtлы.

a

Правила техники безопасности.
Как родилась бумага.

4.
5.
6.
7.
8,

dаmа

mеор.

Введоние в прикладное искусство.
Вводное занятие. Ознакомление.

2.
J.

2­ой еоd обученuя

l

)

1

1

)

1

0

1

1

1

0

1

)

1

1

l

1

1

0

1

1

1

1

]

1

]

1

1

0

1

1

1

0

)

1

)

1

)

1

1

1

0

1

э

1

1

]

1

1

0

1

1

0

1

1

D

1

1

э

1

1

1

0

0

1

1

)

1

1

1

)

0

l

э

1

э

1

1

0

1

1

)

1

1

Виды бумаги.
Волшебные свойства бумаги
Азбука бумагопластики.
Основы композиции.

Мир аппликации.
9.
Аппликация из геометрических ф"Й.
10. Аппликация из геометрических
фигур
11
Аппликация из геометрических фигур
|2. Айрис­фолдинг.
Просмотр работ в этой технике.
13. Айрис­фолдинг. Приёмы
раOоты
Коллективная работа
15. Коллективная работа
14.

16.

Аппликация

обрывная.
Просмотр работ в этой технике.
|7. Аппликация обрывная. Приемы
рабЙ.
18. Аппликация обрывная.

Апппикация обрывная.
20. Аппликация обрывная.
2I Миниатюры на своболную тему
22. Миниатюры на своболную тему
Торцевание
Z5. Торцевание. Просмотр работ в этой
технике.
24. Торцевание. Приемы работы.
25. Торцевание.
Квилинг
19.

Волшебные свойства бумаги. История
возникновения технологии
бумагокручения ­ квиллинга.
27. Вырезание полосок для квиллинга.
28. Основные правила работы.
29. Конструирование из основньгх форм
квиллинга.
*Йгlля',
30. основные формы'окрУг'','.овЙ']
"долька".
з1 Основные формы "треугольник'',
26,

Bcezo

пракп1.

1

1

1

1

1

l
1

iH
'Оквадрат", "прямоугольник".
з2, Коллективнм работа.
Композиция из основных форм
aa
JJ. Коллективная работа.

з4. Резерв.
Всего:

0

1

j

1

]

1

1

10

24

з4

1

1

ПЕРЕЧЕНЪ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1 год обучения
Рабочее место, матери€
tл, инструмент.Композиция, план.
Полотна, ножницы, шаблон, угольник.
Гhlоскость, фиryра, складка, базовая форма, квадрат, сторона,

угол, вершина,

2 год обучения
ПоследоВательноСть работЫ: выбоР сюжета, составление эскиза, подбор бумаги
по цвету по качеству, н€tложение фона на основу, изготовление объёмных

ТТIкала, линейка, длина, ширина, оваJI, высота.

Сектор, Д}га, развертка, чертеж, р€
вмер, линия.
Схема, таблица.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».