Частное общеобразовательное учре}кдение
<<Школаинтернат ЛЬ13 среднего общего образования оАО (РЖД)
принятА
УТВЕРЖДАЮ
На заседании
Педагогического совета
Протокол Nэ__|
< оd
2021г
И.о. директора школььинтернат
ОАО.<<}Жflу
,zL{z:s,',
Б;"*Таот
}lЪ1 3
с,в.мельничук
<Ц>
202l
ol
ЛОП ОЛНИТЕЛЬНДЯ ОБIЦЕОБРДЗ ОВДТЕЛЬНАЯ П Р ОГРАММА
ху d онсе сmв енноmехн аческо й напр авленносmu
к Буtw аz о пл
асm uк D) (Ко
н
сmру uр
ов
ан uе uз бум az u)
Возраст обучающихся: 1113 лет
Срок реа"лизации: 2 года
Автор:
Кораблёва Вера Васильевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбур., 2021 г.
пояснительная записка
приоритетная цель инженернотехнологического образования в <<школе
будущих инженеров путей сообщения>> формирование технологической
культуры обучающихся получение качественного
образования,
соответствующего практическим задачам инновационного р€tзвития
современной экономики и промышленного производства, что является
основой профильного и д€шее профессионЕшьного образов ания.
программа
художественнотехнической
нацравленности
<<Бумагопластикa>) (Конструирование из бумаги)
разработана для детей 11_13
лет. Срок ре€
программы
2
года.
lлизации
Программа разработана на основ ании следующих нормативноправовых
документов:
ФедеральныЙ Закон Российской Федер ации от 29.I2.2OI2J\! 273
<Об образовании в Российской Федерации>) в новой
редакции;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
04.09.2014
Nэ 1726р);
ПрикаЗ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 Nь 1008 <Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобр€
вовательным
про|раммам);
Санитарноэпидемиологические требованшr к
устройству, содержанию
и организ ациирежима р аб оты образо вател ьных организ аций
дополнительно го
образования детей СанПиН 2.4.4.з17214 (утверждены Постановлением
Главного государственного саниiарного врача Российской Федерации от
04.07.20La Jф 41);
от
Письмо Минобрнауки России от
11 .l2. 2006 г. J\b061844 <Примерные
требования к программам дополнительного образования детей>;
Писъмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. J\b Og3242
<методические рекомендации по проектированию общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)>;
Устав чоУ <<Школа интернат JrJb l3 среднего общего образованиrI
открытого акционерного общества <<российские железные дороги>;
Локальные акты чоУ <<ТТТкола интернат лГs 13 среднего общего
образования открытого акционерного общества <<российские железные
дороги).
Новизна программы
в программе представлен комплекс занятий с детьми по конструированию
иЗ бумаги. Бумага привычный, доступный матери€lл, доступный для
технического творчества.
АктуальностЬ данной про|раммы заключается в том, что занятия
бумажной пластикой предполагают р€
lзвитие художественноконструкторских
способностей, пространственного] мыцления, конструкторских навыков,
креативного мышления в простой и доступной форме.
Педагогическая целесообразность
в настоящие время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной
организации детьми своего досуга И стремления к овободе и
самоопределению. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное
время, создавать условия для собственного динамического
роста, а также
свое
стремление
развивать
узнать мир во всех его проявлениях.
занятия кружка предполагают получение и использование знаний из
р€
вличных предметов школьной про|раммы (искусство, история, черчение,
математика, физика). На занятиях простым и доступным способом
р€
tзвиваются умения читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для
выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать
пространственную среду; владеть основными способами изображения на
листе; практические навыки конструирования. Так же занятия предполагают,
р€
ввитие аналитического характера деятельности, формирование способности
нестандартного мышления; к пониманию р€
lзличных форIvI окружающего
мира. На занятиях р€
tзвиваются такие качества личности, как усидчивость,
трудолюбие, самостоятельность. Кроме того, приобретают навыки
конструкторской деятельности, учебноисследователъской работы, опыт
работы в коллективе.
деятельности, постижение детьми возможностей бумаги как художественного
материала, дающие возможность самовыражения И ориентации
художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи программы:
в
Закреплять знания, полученные на уроках трудового обучения,
изобразительного
искусства,
математики9
истории,
физики
и т.Д;
Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, моделирования;
Формировать пространственнообразное мышление, умения выр€
вить идею
в рисунках и эскизах;
Совершенствование навыков работы с инструментами при
работе с бумагой;
Приобретение навыков учебноисследовательской
работы;
Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
Воспитывать любовь к окружающему миру;
РаЗВИТИе УСТОйчивого интереса к конструкторской деятельности,
художественному творчеству;
Развивать способности к синтезу и анализу пространственной среды.
структура
программы
представлена двумя этапами,
логике освоения художественнотворческой
соответствуюIцими
деятельности. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам
прикладного искусства, связанным с использованием бумаги:аппликация,
оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона,
бумагокручение, бумагопластика.
программа составлена по принципу последовательного
усложнения
техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от
р€
вдела к разделу,
так и внутри каждогор€
вдела от первых до последних моделей.
этап (1 год обучения) знакомство с матери€rлом, правилами работы;
организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых
1
процессов (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линеИке,
работа
ножницами), знакомство с простейшими технологическими картами.
2 этап (2 год обучения) повторение и закрепление полученных
ранее знаний, введение элементов самостоятельной деятельности как во
время практических работ поизготовлению того или иного изделия, так и
при анализе трудового задания. Его планирования, организации, контроля
трудовой деятельности, т.е. на занятии создаютсяусловия, позволяющие
детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути
решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со
схемами, технологическими картами.
УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
]zоdа обученuя
колuчесmво часов
по кqленОарно
вudы заняmuй
l'еория
Тренировочные упражнения
IIрактические занятия
Коллективная рбота
Резерв
итого
по
проZраJиме
mеJиаmuческо
Jиy
планuрованu
5
5
10
10
ю
t4
t4
4
4
34
34
t
УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
t
2zоdа обученuя
Budbt заняmuй
колuчесmво часов
по проzраlиJчtе
по
каленdарно
mел4аmuческо
Jиу
планuрованuю
I'еория
5
Тренировочные упражнения
lIрактические занятия
Коллективная работа
9
9
15
4
15
Резерв
1
итого
34
5
4
t
34
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
воспитания и р€
tзвития навыков творческой работы
обучающ ихс я программой предусмотрены следующ ие м еmо d bl :
объяснительноиллюстр ативные (демонстр ация поделок, иллю стр ации,
работа потаблицам);
репродуктивных (работа по образцам);
частичнопоисковых (выполнение вариативных
заданий); творческие (творческие задания, эскизы,
проекты);
исследовательские (исследование свойств бумаги, картона, красок, а
так жедругих материЕtJIов для работы в объёме).
.Щля
В учебновоспитательный процесс, включен ы неmраduцаонные
ф орм bt пр о в ed ен ая з аняmuй :
а) экскурсия в музей;
б)
урокигра <Город
мастеров)> и т.д.; в) урок
сказка;
г) урокэксперимент и т.д.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Приобретение нач€UIьных техноЛогических знаний о материЕUIах:
бумага (ватман) и картон; об инструментах и материаJIах для
скрепления (ножницы, шило, циркуль, канцелярский нож клей
шд); о способах технологической обработки бумаги: многократное
прямолинейно складывание гофрирование,
оригами, сквозное вырезывание из вдвое
сложенной заготовки,
прок€
tлывание, скручивание, формирование модулей из бумажной
ленты, аппликация, простейшие базовые формы техники оригами
(<<катамараю>, об обозначениях (скручивание,
прок€
tлывание); о раОоте по технологическоЙ
обозначений.
Овладение начагIьными трудовыми умениями по обработке
бумаги: выбор бумаги (по цветУ, фактуре, плотности);
размЪтка по
шаблону, по сгибу, По готовой вспомогательной форме; выкраивание
деталей в р€
lзворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо.
с помощью приёмов op".ur";
складывание; художественного вырезывания; аппликации;
выполнение изделий из бумаги
организация рабочего места; работа по технологической карте.
организация выставки творческих работ, коллективная оценка
результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе изготовления изделий
из бумаги:
Виды конструирования из бумаги:
_ воздушные конструкции, включающие
детали в технике
гофриров ания;
плавающие конструкции в технике оригами;
объёмное конструирование на основе цилиндра;
_
конструирование с включением готовых вспомогательных
санки с дет€
rлями со сквозным узором;
форм:
моделированиеиз бумаги
и
готовых
вспомогательных форм: ветряки
с вращающимися лопастями;
композиции:
декоративные
в технике художественной вырезанки ( по
мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам
костюма и снаряжения русских богатырей).
лачносmньLмu рвульmаmалrлl освоения учащимися содержания
про|раммыкружка являются следующие умения
Уметь организовывать свое рабочее место.
Уметь четко работать с инструментами.
овладетъ практическими навыками и приемами художественной обработки
бумаги.
знать основные геометрические понятия и базовые
формы оригами
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, мозаики.
работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники
:
безопасности
знать историю возникновения техники оригами, виды аппликации. Знать и
уметь выполнять композиции в технике аппликации.
Уметь красиво, выр€
lзительно эстетически грамотно оформить поделку.
Овладеть навыками культуры труда.
УлучшаТ своИ коммунИкативные способно сти и приобретут навыки
работы в
коллективе.
УМеТЬ ПРОВОДИТЬ аНалиЗ и самоанЕLлиз коллективных, индивиду€lJIьных,
личных работ.
уметь рассматривать и выражать эмоцион€tльное отношение к произведениям
изобразительного искусства.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1
zoda обученая
в результате обучения в творческом объединении в течение полного
учебного года по программе 1го года обучения предполагается, что
обучающиеся полr{ают следующие основные знания и
умения:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как
материЕtла дляхудожественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции,
формообр€
}зования, цветоведения;
_ овладеют основными приемами
работы
сгибание, вырезание, гофрирование, .*л."Ъч"".
;
с бумагой: складывание,
наrIатся
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор
матери€
tла испособов изготовления, готовое изделие);
Науt{атся
работать
нужными
инструментами
и приспособлениями;
познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения,
оригами,аппликация, объемное конструирование);
научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на
занятиях для воплощения собственного замысла В бумажных объемах и
плоскостных композициях.
_ полr{ат дополнительные сведения о месте и
роли декоративного,
архитектурного и дизайнерского искусства в жизни человека, об истории их
2
zoda обученая
в результате обучения в кружке в течение полного
учебного года по
программе 2 еО zоdа обученuЯ преdполаZаеmся) что обучающиеся получают
следующие основные знания и умения:
расширят знания В области композиции, формообр€вования,
цветоведения;
{rр одолжат знакомиться с искусством конструирова ния из
бумаги ;
научатся самостоятельно
вопросы
конструирования
и
Ретттать
изготовЛениЯ бумажнЫх (выбоР матери€
tлов, способов обработки,
умениЯ планироВать, осуЩествлять самоконтроль) ;
научатся в доступной форме подчеркивать красоту матери€tлов,
форr, конструкций при создании авторских проектов;
научатся вести поисковую работу по подбору книг,
репродукций,
расск€
вов о искусстве.
МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
.щля реа_гlизации программы художественнотехнической направленности
<Бумагопластикa>) (Конструирование из бумаги) используется
дидактическое
обеспечение:
наглядные пособия, образцы изделий; слайды, видео пособия; иллюстр ации
изделий; схемы изготовления изделий; технологические карты; индивиду€
Lльные
карточки заданий.
Для учителя: оборудование для демонстрации презентаций (компьютер,
проектор). Интернет. Раздаточный матери€
tл (шаблоны). Различные виды
бумаги.
Для rIеников: ножницы, клей, карандаш, ластик, линейка,
канцелярский нож, картон, ватман.
ножницы,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 zоd обученая
вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
теорuя ознакомление обучающихся
с
режимом работы, с
содержанием предстоящей работы. Оrрганизационные вопросы.
Безопасность труда и правила личной гигиены.
Тесты на выявление неординарности мышления детей.
Ф орм bt з аняmuй : ур ок э к с t>, (<линия сгиба>>,
(перегнуть>, ((согнуть)), (вогнуть)), ((отрезать)), ((надрезать), ((вставить
одну деталь вдругую>), (оторвать (надорватъ)>>.
Плоскостные композиции из бумаги
Пршмерные mемы:
1. Аппликация. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной
пластики Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с
помощью аппликации
2.Художественное вырезание.
3.Мозаика из бумаги.
Оригами
История возникновения и р€
ввития оригами. .Щемонстрация изделий,
выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как:
кораблик, самолетик, лягушкаи т.д.).
,щемонстрация базовых форм (б\ф) и знакомство с техникой их
выполнения итехникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых
формах. Выполнение фиryрок, основанных на этих базовых формах.
Прuмерньlй перечень mefu, :
Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием <<Базовые
формы (б\ф)>Б\ф (треугольник>
Б\ф
<<воздушный
змей>Б\ф (дверь>
Б\ф <блинчик>)
Б\ф <двойной треугольник)
Объёмное конструирование
теорuя Знакомство
с
р€
вделом
бумажной пластики
и
его
понятияМи: длина, высота, ширина, объем, плоскость.
Щемонстрация
изделий и знакомство с техникой(способом их выполнения).
пракmuка Знакомство
новыми операциями: р€
вметка по
линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез).
знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых
являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед).
выполнение правил безопасности Труда и личной гигиены.
с
Прt uиерный перечень mеJи
:
с инструментами для обработки
бумаги. Правилаорганизации рабочего места.
2. Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея и Др. способами
3. Изготовление изделий, основой которых являются геометрические
фиryры и тела(конус).
4. Разметка заготовки с помощью шаблона.
5. Закрепление умений обработки бумаги.
Иmоеовое заняmuе., выставка внутри объединения <Бумажная пластикD)
Формьt заняmuй: экскурсия, урокск€
}зка, открытый урок, уроки|ра,
соревнование, викторина.
1.
Вводное занятие: знакомство
меmоduческое обеспеченuе: использование
объяснительно
иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов
обучения.
,Щudакmuческое обеспеченuе: образцы изделий, наглядные пособия,
слайды, аудио видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы
изготовления изделий.
<<Бумажные кружева)>
Теорuя
История техники <<Бумалсные кружева)>, ее особенности.
знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике
<<Бумажные круя(ева>>. БезопасностЬ Труда.
Пракmuка., Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание
укршений.
Пр
й пер ечень mем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники <<Бумажные
кружева), синструментами и материапами необходимыми для выполнения
данной техники. Правила организации рабочего места.
знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной
конструкции.
l,t"MepHbl
Формы занятий: экскурсия, уроксказка, открытый УРок, урокигра,
соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использоваЕие объяснительноиллюсц)ативных,
исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
,,Щидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды,
аудио видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления
изделий.
изготовление поделок из бумаги и других р€
tлов
вличных матери€
Выставка. Праздник.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения <<ГIластика бумаги>.
Заключительное занятие. Подведение итогов.
календарнотематическое планирование
учебного материала
I zod обученuя
l',/b
п\п
Названuе разdелов u mеJй
]ый zоd обученuя
dаmа
mеор.
пракп1.
BceZo
1
Вводное занятие.
l
2.
Инструктаж по технике безопасности
0
1
l
3.
Из истории бупtаги.
l
)
l
4.
Виды и свойства бумаги
0
1
l
5.
)
1
1
6.
Основные приемы работы с бумiгоt
Приёмы работы с бумагой
0
1
1
7.
Плоскостные композиции из бумаги
0
1
1
0
l
1
)
1
1
)
l
l
0
l
l
0
l
0
1
l
1
Аппликация
8.
Аппликацияиз ладошек
9,
Аппликацияиз ладошек
Художественное вырезание
10.
11
|2.
Художественное вырезание
Мозаика из бучtаги
13.
Мозаика из брлаги
Бумажные кружева
14,
Простые узоры и орнамент
0
1
1
15.
Вьrрезные украшения
0
l
1
16.
Изготовление поделок из бумаги и
других рtх}личньIх материttлов
Оригаiuи
D
1
1
\1.
Оригаlrли
18.
1
)
0ригами
0
l
19.
Оригами
)
20.
Оригами
)
1
l
21
Оригами
0
l
l
1
l
Объемное конструирование
22.
Поделки из полоски бумаги
0
l
l
2з.
Поделки из полоски бумаги
э
l
1
24.
Объемные изделия из геометрических
форм (упаковочные коробки)
Объемные изделия из геометри"еск"i
форм (упаковочные коробки)
Объемные изделия из геометрическЙ
форм (упаковочные коробки)
Творческая работа
1
)
l
0
1
l
э
1
1
0
1
1
0
1
1
0
l
l
)
1
1
l
25.
26.
27.
28.
30.
Изготовление поделок из бумаги и
других различньтх материirлов
Изготовление поделок из бумаги Й
других рtr}личньtх материzlлов
Коллективная работа
31
Коллективная работа
0
1
з2.
Коллективная работа
0
l
JJ.
Оформпение выставки.
)
1
1
з4.
Экскурсия.
0
l
1
35.
Резерв
0
l
l
+
]0
з4
29,
а1
Всего
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 eola обученая
познакомятся соследующими техниками:
обрывная аппликация составление картин из
р€
lзноцветных
кусочков бумагиоих предварительно смачиваю, оЬр"rвают .rо *о"rуру
"
",
целого листа. В результате возникает эффект акварельной
или даже масленой
живописи.
Складывание гармошкой.
Айрисфолдинг.
Техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся
спир€
rли.
Торцевание.
Аппликативная мозаика, создаваем ая из небольших кусочков гофрированной
(креповой)бумаги или простых столовых салфеток.
Квиллинг.
искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в
видоизменять
их форму и составлять из полученных
композиции.
детагlей объемные
спир€
lльки,
или плоскостные
Календарнотематическое планирование учебного
материала
2 zоdа обученuя
м
п\п
1
Названuе разdелов u mем
Инструменты и материЕtлы.
a
Правила техники безопасности.
Как родилась бумага.
4.
5.
6.
7.
8,
dаmа
mеор.
Введоние в прикладное искусство.
Вводное занятие. Ознакомление.
2.
J.
2ой еоd обученuя
l
)
1
1
)
1
0
1
1
1
0
1
)
1
1
l
1
1
0
1
1
1
1
]
1
]
1
1
0
1
1
1
0
)
1
)
1
)
1
1
1
0
1
э
1
1
]
1
1
0
1
1
0
1
1
D
1
1
э
1
1
1
0
0
1
1
)
1
1
1
)
0
l
э
1
э
1
1
0
1
1
)
1
1
Виды бумаги.
Волшебные свойства бумаги
Азбука бумагопластики.
Основы композиции.
Мир аппликации.
9.
Аппликация из геометрических ф"Й.
10. Аппликация из геометрических
фигур
11
Аппликация из геометрических фигур
|2. Айрисфолдинг.
Просмотр работ в этой технике.
13. Айрисфолдинг. Приёмы
раOоты
Коллективная работа
15. Коллективная работа
14.
16.
Аппликация
обрывная.
Просмотр работ в этой технике.
|7. Аппликация обрывная. Приемы
рабЙ.
18. Аппликация обрывная.
Апппикация обрывная.
20. Аппликация обрывная.
2I Миниатюры на своболную тему
22. Миниатюры на своболную тему
Торцевание
Z5. Торцевание. Просмотр работ в этой
технике.
24. Торцевание. Приемы работы.
25. Торцевание.
Квилинг
19.
Волшебные свойства бумаги. История
возникновения технологии
бумагокручения квиллинга.
27. Вырезание полосок для квиллинга.
28. Основные правила работы.
29. Конструирование из основньгх форм
квиллинга.
*Йгlля',
30. основные формы'окрУг'','.овЙ']
"долька".
з1 Основные формы "треугольник'',
26,
Bcezo
пракп1.
1
1
1
1
1
l
1
iH
'Оквадрат", "прямоугольник".
з2, Коллективнм работа.
Композиция из основных форм
aa
JJ. Коллективная работа.
з4. Резерв.
Всего:
0
1
j
1
]
1
1
10
24
з4
1
1
ПЕРЕЧЕНЪ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1 год обучения
Рабочее место, матери€
tл, инструмент.Композиция, план.
Полотна, ножницы, шаблон, угольник.
Гhlоскость, фиryра, складка, базовая форма, квадрат, сторона,
угол, вершина,
2 год обучения
ПоследоВательноСть работЫ: выбоР сюжета, составление эскиза, подбор бумаги
по цвету по качеству, н€tложение фона на основу, изготовление объёмных
ТТIкала, линейка, длина, ширина, оваJI, высота.
Сектор, Д}га, развертка, чертеж, р€
вмер, линия.
Схема, таблица.